Почему в Новосибирске рвутся трубы?

За неделю в Новосибирске произошло четыре крупных аварии на теплосетях. Во многих домах на левом берегу до сих пор нет тепла. И есть риски последующих аварий из-за смены режима теплоснабжения. Почему в Новосибирске рвутся трубы отопления, несмотря на масштабный объём ремонта в последние два года? Разобралось SibNOVO.

Почему в Новосибирске рвутся трубы?

С 11 января в Новосибирске одна за другой прорываются трубы:

  1. не выдержали трубы на улице Пархоменко;
  2. коммунальная авария на Петропавловской с гейзером до 6-7 этажа;
  3. на улице Лазурная в микрорайоне МЖК вода вылилась на проезжую часть;
  4. не выдержала внутриквартальная труба на Титова.


50-летняя труба на улице Пархоменко

Почему происходят эти аварии? Короткий и правдивый ответ звучит так: «Потому что трубы старые». В 2020 году Сибирская генерирующая компания (СГК) – теплоснабжающая компания в Новосибирске и ряде других сибирских городов – опубликовала статистику: 78% новосибирских труб старше 30 лет.

То есть 78% новосибирских труб были уложены ещё в советское время и с тех пор не менялись. Одна из лопнувших в 2024 году труб была уложена в 1974 году, другая – в 1963.

Несмотря на массовый ремонт труб в 2022 и 2023 годах, средний возраст новосибирских труб не уменьшился. Потому что ремонт был массовым по сравнению с предыдущими годами, а не в сравнении с необходимым для обновления труб объёмом работ.

В отчёте СГК об итогах отопительного сезона 2022-2023 годов пишется, что «52 км тепловых сетей в 2023 году СГК планирует заменить, отремонтировать и модернизировать в Новосибирске». В этом же отчёте сообщается, что общая протяжённость тепловых сетей в Новосибирске 2750 километров. То есть в 2023 году были заменены, отремонтированы и модернизированы 1,9% новосибирских труб. При этом в понятие «отремонтировать» попадают небольшие замены (по несколько метров) во время порывов.

Как легко понять, все 100% труб такими темпами будут заменены через 50 лет, а многим трубам придётся послужить более, чем полвека.

Как же так, спросит новосибирский читатель, ведь Новосибирск был переведён в зону «альтернативной котельной», а СГК реализует программу ускоренной модернизации труб, взяв кредит под будущие тарифные платежи. Полгорода перекопано летом, а где результат?

Действительно, проблема стареющих и лопающихся труб интенсивно обсуждалась в Новосибирске несколько лет назад. В 2017 году новосибирские власти попытались поднять тариф сразу на 15% (ещё при «Сибэко»), но столкнулись с чередой протестов жителей. Позднее, уже когда СГК купило и интегрировало «Сибэко», было принято решение перейти к тарифообразованию методом альтернативной котельной. Потому что старый метод не позволял частной компании инвестировать в ремонт труб – эти деньги не засчитывались в расходы, а тариф, наоборот, мог даже снизиться (ведь уменьшались потери тепла). Дело в том (и это не только новосибирская «болезнь»), что при сдерживании роста тарифов в первую очередь регуляторы «резали» именно расходы на ремонт труб (потому что нельзя «зарезать» закупку угля или зарплаты персоналу). «Альткотельная» же означала, что фиксируется определённый график постепенного повышения тарифов в течение десяти лет. И ресурсоснабжающая организация тем самым может не только пускать деньги на ремонт труб, не рискуя тем, что их «зарежут», но и взять кредит в банке под будущие доходы, чтобы сделать ремонт быстрее (а потом сэкономить на потерях). Именно так и поступила СГК.

И в принципе, первоначальный план подразумевал, что объём ремонтов позволит развернуть тенденцию увеличения возраста труб, и они начнут, хоть и медленно, но «молодеть». Хотя и при этом они будут старые и довольно часто рваться. Но в конце тоннеля забрезжил бы свет.

Но тут пришла пандемия и послепандемийный рост цен на строительные материалы. Металл подорожал в два раза. А трубы делаются из металла – и они тоже подорожали в два раза.


Фото: СГК

Денег на ремонт и замену труб сколько было, столько и осталось – тариф, естественно, никто пересматривать не стал. Поэтому сократили физический объём ремонта. И он сразу стал существенно меньше минимально необходимого.

Добавим, что и этот повышенный объём ремонтов планировался на несколько лет, а потом произошло бы сокращение. Теперь же ситуация такова, что новосибирские трубы всё равно продолжают стареть, хоть и медленнее. 

Сыграло свою роль и подключение к старым сетям новых жилых комплексов и микрорайонов. В Новосибирске идёт бурное жилищное строительство (только в 2023 году сдали более полутора миллионов квадратных метров жилья). А соответствующего бурного строительства новых труб не идёт. Наверно, расчётные характеристики существующих труб позволили бы выдержать и новую нагрузку (кто-то же её считает и проверяет). Но это в том случае, если бы трубы были в хорошем состоянии. Но они – в плохом.


Порыв на улице Петропавловской 

Левобережная система отопления имеет свою специфику, что отразилось на масштабах отключений во время первой аварии. Если на правом берегу трубы «ветвятся» от ТЭЦ, и каждая ТЭЦ имеет свою зону подключения, то на левом берегу есть общее кольцо, куда поступает тепло от двух ТЭЦ и Кировской котельной. В результате в случае порыва на кольце страдает весь левый берег. В 2022 году был разговор о необходимости разбить кольцо на 14 участков, чтобы при авариях можно было изолировать порыв. Но пока этого разбиения не произошло. Мало того, перенастройка режима отопления на ветхих трубах левобережья может приводить к новым порывам (систему лучше не подвергать лишний раз перепадам давления). Поэтому пока от одной аварии сейчас страдает весь левый берег. 

Для справки. Владельца компании «Сибэко», которая в прошлом обслуживала новосибирские трубы, Михаила Абызова в декабре 2023 года приговорили к 12 годам колонии общего режима и штрафу в размере 80 млн рублей. Кроме того, его обязали выплатить в бюджет 32 миллиарда рублей доходов, полученных в то время, когда он был чиновником (как раз за продажу «Сибэко»). По данным следствия, в 2012-2014 годах Абызов, являясь бенефициарным владельцем нескольких офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество. Вместе с иными лицами он похитил мошенническим путём 4 млрд рублей у «Сибэко» и РЭС. По информации СК, похищенные деньги в полном объёме были выведены за рубеж. В СК РФ заявили, что своими противоправными действиями соучастники этого преступления «поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны», в частности, приведя к серьёзному повышению цен на электроэнергию в Новосибирской области. 

Есть ли выход? 

Недоремонт сетей характерен для многих городов России и носит системный характер. Выход либо в резком повышении тарифа (мера крайне непопулярная), либо в выделении денег из бюджета. Либо в отказе от централизованной системы теплоснабжения (совсем катастрофичный сценарий).

В бюджете города таких денег нет (надо порядка пяти миллиардов в год дополнительного финансирования). Бюджет области мог бы, если бы сильно напрягся. Но в реальности проблему может решить только федеральный центр. 

Приводились оценки, что на модернизацию ЖКХ всей России требуется 4,5 триллиона рублей. Сумма большая, но не неподъёмная. Условно говоря, полторы Олимпиады. За несколько лет (пускай даже за десять) можно было бы найти. Но, скорее всего, подтолкнёт к решению проблемы какая-нибудь очень крупная коммунальная авария (когда не удастся восстановить теплоснабжение в существенной части города). Будем надеяться, не в сибирские морозы (и не в Новосибирске)...

Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм

Коммунальная авария Новосибирск Прорыв труб СГК Теплосети Новосибирска Отключение отопления, горячей воды