Главной позитивной новостью для многих стал уход с поста мэра Новосибирска Анатолия Локтя, который под конец своего правления стал прочно связываться с неэффективностью городской мэрии.
После небольшой интриги «А кто же возглавит город» новым градоначальником стал Максим Кудрявцев. И хотя новосибирцы в целом и SibNOVO (будучи новосибирским блогом) не спешат раздавать похвалы авансом, всё же мы отметили, что в программе Кудрявцева были не только довольно точно и полно отражены недостатки городского хозяйства и городского управления, но и даны грамотные и верные, насколько мы можем судить, рецепты по их исправлению.
Тот факт, что новый мэр понимает «что не так» и «что делать», уже немалого стоит. Потому что большинство мэров (как показывает печальный опыт и то, что они порой говорят) – не понимают. А если мэр не понимает, как должна решаться городская проблема, она и не будет решена.
Некоторые итоги 2024 года:
-
Произошли кадровые перемены в мэрии, которые трудно однозначно охарактеризовать. С одной стороны, мэрию покинул ряд руководителей, скажем так «старого типа». На их место пришли относительно молодые чиновники, как правило, из областной администрации, многие из которых до этого почти никак не проявили себя в публичной плоскости. Пока сложно сказать, насколько эффективными были эти замены.
-
Мэрию покинули два руководителя, которые считались профессионалами и «драйверами перемен». Это глава Департамента культуры, спорта и молодёжной политики Анна Терешкова и глава Департамента строительства и архитектуры Алексей Кондратьев. Оба были в статусе вице-мэров. Внятных объяснений их ухода дано не было.
-
Уже можно считать удачным назначение на должность начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Иосифа Кодалаева. Хотя эта должность считалась «расстрельной» (два предыдущих руководителя сейчас находятся в СИЗО), Кодалаев за короткий срок сумел провести реформы в департаменте и «ушёл на повышение» в вице-мэры. А ВрИО начальника департамента стал Валерий Жарков, который возглавлял его ещё в бытность мэром Владимира Городецкого.
С Жарковым связывают ряд спорных решений (эстакада на Южной площади, четвёртый мост без развязки на правом берегу, использование некачественного песка для антигололёдной смеси), поэтому его «возвращение» было воспринято частью общественности скептически.
-
В первую очередь о новом мэре судят по тому, насколько неожиданно для городских служб начинается зима. Как правило, она каждый год застигала новосибирские городские службы врасплох. На этот раз многие отметили произошедшие перемены. И хотя зима пока выдалась малоснежной, но факт того, что дороги и тротуары (!) регулярно чистятся – дорого стоит. Мало того, на улицах стали чаще встречаться дворники, и в довольно большом количестве (прежде они были крайне редким явлением).
-
Тот факт, что мэром стал «протеже» губернатора, положительно сказалась на городских делах – город начал получать существенные финансовые вливания из областного бюджета. В принципе, так и должно быть, ведь Новосибирск – это почти две трети области (по населению и экономике). Приобретаются новые поезда метро, в том числе – пятивагонные и новые трамваи.
-
К позитивным новостям надо отнести и тот факт, что власти (в первую очередь – прокуратура) озаботились такой проблемой, как строительство жилья без необходимой социальной инфраструктуры. Сначала действовали через запрет (нет социальной инфраструктуры – нет разрешения на строительство), потом пытались придумать механизм соучастия застройщиков и бюджета. Сейчас приходят к тому, чтобы заставить застройщиков строить вообще все необходимые учреждения и обустраивать среду. Это неизбежно приведёт к росту стоимости квадратного метра, что в свою очередь, скажется на объёмах строительства. Настораживает и тот факт, что не возникло чётких правил – кто и что именно должен будет построить. Это может привести к тому, что одни застройщики будут «более равны, чем другие».
-
Надо отметить перемены в области здравоохранения. Автор SibNOVO убедился, что из поликлиники (во всяком случае, №27) практически исчезли очереди, появилось много молодых врачей на должностях терапевтов (и, например, эндокринологов), причём врачей грамотных и увлечённых. Поскольку автор ходит в поликлинику раз в несколько лет, перемены оказались заметны и поразительны. Напишите в комментариях к посту – заметили ли вы такие улучшения (или нам просто повезло).
-
Есть определённые улучшения в системе общественного транспорта. Ленинское троллейбусное депо полностью обновило парк троллейбусов, остальные депо – частично. Несколько маршрутов продлили до отдаленных микрорайонов. На маршрутах городской и пригородной электрички теперь часто можно встретить обновлённые комфортные поезда.
-
Весь год в Новосибирске продолжали работать общественные организации, активисты, волонтёры, которые привлекали внимание к городским проблемам, осуществляли общественный контроль, реализовывали проекты, которые преображали территории в городе. Это «Тихий центр», «Комфортный регион», фестиваль тактического урбанизма «Сделай город», Новосибирский союз архитекторов, активисты Музея-навигатора по индустриальному наследию «Башня» и проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм», реставратор неоновых вывесок Любим Любаев и защитники вывесок – Мира и Сергей Искачёвы.
В этом году были заметны действия жителей района Бугры, которые защищали Бугринскую рощу и следили, как именно мэрия готовит проект будущего парка «Усть-Тула». А в Советском районе собрался «Клуб избирателей Академгородка», где жители объединилось, чтобы решать проблемы развития района. Команда открытого пространства «Терминал» провела урбанистический форум «Полис», а библиотека Салтыкова-Щедрина продолжала проводить дискуссии о транспорте, экологических проблемах города. Появился проект «Школа наблюдений», который помогает по-новому посмотреть на знакомые места.
В Новосибирске много локальных инициатив, которые помогают городу развиваться в лучшую сторону. Пишите в комментариях, кто ещё делал важные дела для города в этом году.
Немного надежд на будущее:
-
Пока глобально не подступились к решению транспортного вопроса. А ключевым элементом такого решения могла бы стать «трамвайная концессия» (концессия здорового человека, естественно, а не та, к которой мы уже привыкли). На создание сети трамваев, работающих по принципу «наземного метро» требовалось (на начало года) 67 миллиардов рублей. Это амбициозная программа, которая могла бы качественно изменить транспортную ситуацию в городе.
Но, к сожалению, пока мы наблюдаем инерционный сценарий – больше усилий вкладывается в строительство «обходов» – Восточного и Южного. Эта инерция вполне объяснима – в городе есть мощные структуры (государственные и коммерческие), которые умеют и любят строить дороги и развязки. А структур, которые умеют и любят строить метро и трамвайные пути – нет.
-
Пока не была создана система «квартальных инспекторов», которая, по мнению SIbNOVO, может стать ключевым элементом в эффективной системе управления городом. Эта система прописана в программе Максима Кудрявцева. И она уже несколько лет успешно функционирует в ряде российских городов. Поэтому надеемся, что в следующем году увидим подвижки в этом направлении.
Резюме
Положительные изменения в городском управлении наметились. Насколько сохранится «реформаторский порыв» и как скоро он погрязнет в «бюрократической инерции», пока сказать сложно. Шанс на положительные изменения ещё сохраняется.
Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм