Особенности новосибирских разрытий

Одна из болезненных проблем Новосибирска – культура раскопок. Это то, как в городе проводятся земляные работы и к каким последствиям для городской среды это приводит. Рассмотрим особенности разрытий в городе. 
Особенности новосибирских разрытий
Яма на фоне Оперного театра

1. Грязь

Земляные работы в Новосибирске – один из основных источников грязи и пыли в городе. Может быть, не самый мощный (есть и другие источники – см. статью SibNOVO «Почему в Новосибирске пыльно и грязно»), но даже если бы мы ликвидировали все остальные, одних «раскопок» хватило бы, чтобы город продолжал оставаться грязным. Вот небольшая подборка фотографий, подтверждающих этот тезис.


Раскопано за Оперным театром. На момент написания статьи стоит без движения несколько дней. «Культура» ограждения и уборки грунта налицо.


Раскопки в Заельцовском районе. Грязь была размазана по близлежащему проезду, откуда её автомобили развезли метров на сто в обе стороны. Качество ограждения и уборки грунта поражают воображение.


Раскопки на улице Вавилова. Комментарии излишни.


Фото прошлых лет. Видимо, реконструкция светофора.

2. Отсутствие заботы о пешеходах

Как правило (к сожалению), люди и организации, проводящие раскопки, не заботятся об удобстве пешеходов. В результате мы зачастую видим, как пешеходам приходится обходить зону раскопок по проезжей части, по газону или карабкаться по краю ямы. Хитом новосибирских соцсетей стало видео, на котором бабушку переводят над разрытой ямой по трубе. 


Кадр из видео

Исправить это поможет введение правила: во время планирования разрытий нужно планировать и временный пешеходный маршрут, а затем контролировать, как применяется это правило. Нужно сделать так, чтобы земляные работы не доставляли больших неудобств пешеходам.

3. Разрыли и бросили

Выкопанные ямы, которые, например, перекрывают автомобильные дороги (да и вообще не украшают город) могут стоять без движения неделями и месяцами, причиняя неудобство горожанам. 


Фото от ноября 2023 года. Было безобразно раскопано и брошено (в районе перехода через железную дорогу на улице Семьи Шамшиных)

Почему так происходит? 

Ответ на этот вопрос содержится в документах, определяющих порядок согласования разрытий в Новосибирске. Они несовершенны и не предусматривают решений данных проблем, что делает эти проблемы печальной нормой Новосибирска.

Хотя в порядке согласования земляных работ есть фраза о том, что проект проведения работ должен обеспечивать «сбор и вывоз грунта, строительных и иных отходов, снега, наледи и льда в соответствии с законодательством», а также «поддержание в чистом и эстетически привлекательном состоянии внешних ограждающих конструкций места проведения земляных работ, указателей, информационных знаков и табличек, осветительного и иного оборудования», однако на практике контроль за соблюдением чистоты при раскопках не производится. Штрафные санкции за разведение грязи если и предусмотрены, то не применяются.

С удобством пешеходов дело обстоит ещё хуже. Организации, проводящие земляные работы, обязаны согласовывать только схему движения транспорта и ограждения земляных работ. Схема движения пешеходов не предполагается вовсе. Отсюда мы и видим тротуар, перекопанный от забора до проезжей части без какого-либо пути для пешеходов. Он и не предполагался. 

Что же касается длительности раскопок, порядок согласования земляных работ, которым занимается соответствующий комитет в Департаменте транспорта и благоустроительного комплекса, не взимает плату за раскопки и никак не стимулирует к ускорению земляных работ. Плату взимает Департамент имущественных и земельных отношений, который согласовывает краткосрочную аренду соответствующего участка (если речь идёт о муниципальной земле, в иных случаях надо договариваться с собственником участка). Плата эта несколько лет назад была символической. 

Очевидно, плату за использование участка под раскопки надо делать высокой, чтобы она стимулировала копать и закапывать обратно очень быстро. Особенно, если речь идёт о дорогах, тротуарах или просто элементах благоустройства. Тут, конечно, могут сказать: «Мы город спасаем от замерзания, а вы с нас деньги собираетесь брать». Но, во-первых, копают не только энергетики. А во-вторых, бюджет мог бы им компенсировать часть новых затрат, но фиксировано. Копаете быстро – ничего не платите, а стоит яма месяцами – платите много.

Последняя мера (повышение стоимости аренды земли под раскопки) назрела давно, но она явно упирается в межведомственное взаимодействие. Департамент земельных и имущественных отношений не отвечает за то, чтобы в городе было чисто, а у Департамента транспорта нет рычага финансового давления на «копателя». А то, что находится на стыке ведомств, может не решаться десятилетиями.

Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм
Разрытия в Новосибирске Коммунальные ямы Весь город разрыт Земляные работы