
Обилие пыли в воздухе подтверждается и объективными показателями — мониторинговые станции регулярно фиксируют в городе повышенное содержание взвешенных частиц (то есть мелкой пыли, висящей в воздухе). А Минздрав сообщает, что в Новосибирской области заболевания астмой случаются в два раза чаще, чем в среднем по России, а у детей — в три раза. И вполне вероятно, что это связано с загрязнением воздуха в областном центре.
С одной стороны, пыль в Новосибирске — явление историческое, о чём вы можете прочитать на SibNOVO. И сто лет назад жители тогда ещё Ново-Николаевска жаловались на пыль, а здания в городе красили в серый цвет. И одна из первых задач, которую поставил в 2014 году только что избранный мэр Анатолий Локоть, — победить пыль. То есть и десять лет назад проблема пыли была не менее актуальна. С другой стороны, как мы увидим, проблема пыли в городе в существенной степени рукотворна. И её можно решить (или уменьшить в разы), если принять системные и комплексные меры. Начнём по порядку.Откуда берётся пыль
Почти все формы борьбы с пылью в Новосибирске сводятся к её уборке. Каждую весну в соцсетях появляются видео тракторов и подметальных машин, которые метут сухую пыль, поднимая её в воздух. По технологии пыль нужно сначала увлажнить, а перемещение её с места на место результата не даёт. Но всё же большая часть техники и работников ДЭУ действительно увлажняют, сметают, собирают и куда-то увозят пыль, и к июню, когда распускается зелень, в городе становится легче дышать.
Но для решения проблемы пыли важнее не то, как её убрать, а вопрос «откуда пыль берётся».
Не будем изобретать велосипед: про источники пыли давно всё известно. Часть пыли носит «природный характер» — её приносит из-за города, например, с полей во время сильного ветра или в виде частичек сажи от лесных пожаров. На Камчатке недавно ряд населённых пунктов накрыло десятисантиметровым слоем вулканической пыли. Новосибирску, к счастью, подобное не грозит. С «природной» пылью (хотя и она в существенной степени — дело рук человека) не справиться усилиями муниципалитета. Но она — не главный источник нашей пыли. Достаточно отъехать от города на несколько километров и убедиться, что в пригороде воздух куда чище.
Вносят свой вклад и промышленные выбросы, трубы ТЭЦ, а также автомобильные выбросы, в которых присутствует сажа. Но и эти источники незначительны с точки зрения образования пыли (автомобили больше загрязняют воздух выхлопными газами).
Во всяком случае, к такому выводу пришли сотрудники СГУПС, изучавшие состав новосибирской пыли в 2018 году. «На 50 процентов городская пыль состоит из песко-соляной смеси, которую разбрасывают по улицам в зимний период, — уверяет заведующий лабораторией СГУПС Денис Разуваев. — Ещё один основной источник пыли — это износ дорог. Третий — грунт с дорог, расположенных в частном секторе, и строек. И последний источник — автомобильные выхлопы. Однако последние две причины возникновения пыли — мизерные».
Однако исследователи Института почвоведения и агрохимии СО РАН (они тоже изучали состав новосибирской пыли) пришли к выводу, что хотя и в песко-соляной смеси, и в грунте (грязи), попавших на дороги, много частиц, которые не могут подниматься в воздух, однако «при воздействии, имитирующем действие шин автотранспорта, количество частиц менее 10 микрон увеличилось в 2-7 раз». То есть, если грунт, попавший на дороги, и не был первоначально пылью, колёса его превратят в пыль. И даже в виде «просто грязи» грунт не украшает город.
Парковка на грунте
Разрушение тротуара и парковка на нём
.png)
Износ дорог
Вывод прост — по возможности не живите, не гуляйте и не занимайтесь бегом вдоль новосибирских дорог. А если всё-таки живёте, установите бризер (очиститель воздуха).
Из отрывочных данных можно оценить и объём загрязнения, которые давала песко-соляная смесь в былые годы. Так в зиму 2015-2016 годов на улицы Новосибирска высыпали 97 тысяч тонн песко-соляной смеси. А вывезли пыли и грязи весной (на 14 апреля) — только 10 тысяч тонн. Из других сообщений видно, что в неделю с улиц Новосибирска вывозится 2 тысячи тонн пыли и смёта. Это значит, что в лучшем случае завезённый песок вывозился с улиц до конца лета, в худшем — оставался на газонах, утекал в ливневую канализацию и уносился ветром в виде пыли.
Как минимум 3% от закупаемого песка — это глинистые и пылевидные частицы, которые превращаются в пыль. От 100 тысяч тонн песка, соответственно, получается 3 тысячи тонн пыли.
Как бороться с пылью
В городском совете Новосибирска в 2018 году под руководством депутата Дмитрия Прибаловца (скончался в 2019 году) действовала рабочая группа «Антипыль» (формально она называлась «…по вопросам улучшения экологической обстановки»), которая выработала ряд предложений. Среди них — изменение требований к противогололёдным средствам, приведение в порядок газонов, изменение правил благоустройства. Частично эти предложения были учтены в работе коммунальных служб, хотя комплексного и системного решения проблемы так и не было выработано. Пройдёмся по тому, что можно сделать и что делается сейчас.
1. Сокращение количества пыли в применяемых противогололёдных средствах
В идеале они не должны содержать ни пылевидные частицы, ни «материалы» для их «производства». И действительно, мэрия в 2020 году начала замещать песко-соляную смесь на отсев горных пород и соляную смесь «Бионорд». Впрочем, использование песко-соляной смеси в 2020 году ещё продолжалось.В открытых источниках не удалось найти информации о количестве использованной песко-соляной смеси, отсева горных пород и «Бионорда» зимой 2022-2023 года (и в предыдущие три зимы — тоже). Надо отметить, что в мэрии произошла децентрализация — теперь в разных районах дороги обслуживают разные организации, подчиняющиеся районным администрациям, а не департаменту транспорта. И если ДЭУ-1, обслуживающая центральную часть Новосибирска, использует отсев, то не факт, что в других районах не используют песок.
Хотя в отсеве горных пород меньше потенциальной пыли, чем в речном или карьерном песке, но всё же она есть. Муниципалитет мог бы организовать обогащение отсева (или прописать подобное требование в ТЗ для закупок), что в разы бы уменьшило количество «зимней» пыли.
2. Недопущение попадания грунта на дороги и тротуары
Здесь, по большей части, требуются административные меры — контроль над разрытиями (кучи земли не должны расползаться вокруг), запрет парковок на грунте (во всяком случае там, где асфальтированы дороги), контроль строек. Для этого в мэрии должна быть создана служба «квартальных контролёров» — тех, кто следит за порядком на каждой территории города, отмечая недостатки, требующие устранения, и штрафующих тех, кто нарушает правила благоустройства (и за неправильную парковку).
Что-то разрыли и оставили. Видно, как растекается от дождя грязь. Высохнет — будет пыль
.png)
Здесь вклад в весеннюю пыль вносят и разрушение лестницы, и песок, которым её посыпали
3. Изменения в правилах благоустройства
Есть ряд мер, которые позволяют существенно уменьшить количество грязи. Например, тротуары и бордюры должны быть выше окружающего открытого грунта (или газонов). А газоны должны быть газонами, а не голым грунтом. Между земляным склоном и тротуаром (или дорогой) должен быть арык или канава — чтобы грунт со склона не сползал на асфальт.
Грунт беспрепятственно сползает на дорогу
.png)
Тротуар ниже уровня грунта — результат налицо
Бордюр должен быть выше, а грязь надо иногда убирать
Без комментариев
4. Для ремонта и строительства дорог использовать более прочные и менее изнашиваемые материалы
Это не только решит (частично) проблему пыли, но и уменьшит традиционную для Новосибирска колейность дорог.
5. Проанализировать технологии уборки пыли, исключить её подметание в сухом виде и переметание «туда-обратно» с тротуара на дорогу.
Хотите поддержать SibNOVO? Подписывайтесь на нас в телеграм