Кого или что объединяет музыка на фестивале?
В первую очередь музыкантов – любителей и профессионалов. При поддержке Фонда Потанина мы реализовали проект «Встречи-концерты молодёжи и оркестра» в университетах и на разных открытых площадках города и области, на которых искали молодых музыкантов. Но в фестивале участвует множество людей: спикеры, которые будут проводить лекции, команда, которая занимается организацией, волонтёры, которые нам сильно помогают. Музыка объединит множество людей. Но если посмотреть на это шире, то фестиваль – это не просто процесс объединения, это площадка, на которой все эти люди могут встретиться и создать что-то общими силами.
В этом году мы попытались выйти за рамки нашей постоянной деятельности, поэтому гости смогут увидеть, как музыка связана с другими видами искусства. Для нас это новый виток развития.
Зачем вы проводите это мероприятие?
Благодаря фестивалю музыканты-любители могут сыграть на одной сцене с профессионалами, а те, в свою очередь, могут делать что-то помимо основной работы – концертных программ, которые постоянно идут в филармонии или в театре, и реализовать свои идеи с нашей всяческой поддержкой.
Мотивация в том, чтобы продолжать то хорошее, что уже начато. Идею этого мероприятия придумали и воплотили наши московские коллеги. Нам, Бюро актуальной музыки, она очень понравилась, мы её подхватили и развиваем.
Концерты фестиваля:
→18 мая. История concerto grosso (блистательные произведения разных музыкальных эпох)
→ 28 мая. Детские-недетские песни (постановка, иронизирующая над серьёзностью процесса взросления)
→ 15 июня. Гала-променад (прогулка по городу под звуки академической музыки)
Билеты, полная афиша и подробности о программе – на сайте
Как вы планируете привлекать зрителей к современной музыке?
Всё просто: мы выступаем как медиаторы между искусством и зрителем. Люди интересуются музыкой, но при этом могут чего-то не знать, и это нормально. Мы хотим вступать со зрителями в диалог, чтобы они задавали вопросы, а мы будем рассказывать, объяснять, направлять. Для этого мы проводим лекции, и в целом мы начинаем концерты со вступительного слова, печатаем программки, да и в соцсетях рассказываем о том, что мы делаем, зачем, для кого и почему это может быть интересно. Не всем нужна та музыка, которую мы играем, но в первую очередь мы работаем для молодого поколения.
В программе более пятнадцати концертов. Почему вы выбрали совершенно различные жанры: от барокко до классики русского рока?
Мы решили пойти по пути «пусть растут все цветы»: на нашем мероприятии каждый жанр или каждая идея может себя показать. Если кого-то не интересует барокко, то можно сходить на русский рок. А можно ещё и на выставку заглянуть.
Фестиваль никогда не был ограничен определённой темой. Главное, чтобы это была классика в каком-то смысле. Мы верим, что музыка современных композиторов со временем тоже станет классической.
Фестиваль продлится месяц, и, помимо концертов, на площадках пройдут лекции. Расскажи о них подробнее.
Мы будем проводить лекции и встречи, потому что некоторая музыка нуждается в объяснении. Кроме того, лекции – это попытка встретиться с музыкой не в концертном зале, где она на тебя вываливается, и ты ей ничего не можешь сказать: ни согласиться с ней, ни возразить. На лекциях можно вопрос задать, что-то попытаться выяснить, может быть даже поспорить.
В этом году у нас такой посыл, что фестиваль объединяет разные виды искусств: музыка и выставка, музыка и театр, музыка и кино. Да, кстати, у нас ещё будет кино. Мы не говорили про это, но уже полгода мы снимаем фильм.
Лекции на фестивале:
→ 20 мая. Кино и музыка: почему одно не может существовать без другого
→ 30 мая. Музыка в современном искусстве
→ 14 июня. Музыка как экологичный инструмент борьбы со стрессом и тревогой
Полная афиша – на сайте
Ваши концерты часто сопровождает видеоряд, который создаёт ощущение перфоманса. Почему эта визуальная составляющая важна?
Для нас мультимедиа – это инструмент работы с молодёжной аудиторией, один из способов привлечь и удержать внимание. Видеоряд на фоне позволяет дополнить музыкальное произведение ещё каким-то смыслом и помогает реализовать разные художественные задачи. Мы хотим, чтобы музыка не только вызывала чувства у зрителей, но и подталкивала их поразмышлять на какую-то тему.
Зачем Новосибирску этот фестиваль?
В регионе таких любительских инициатив нет, если говорить про оркестры. У нас есть любительские хоры и хоровые фестивали. Например, Академический любительский хор молодёжи и студентов, которым руководит Елена Рудзей. Они занимаются полезным и важным делом и делают это суперпрофессионально. Но с оркестрами ситуация обстоит иначе. И мы развиваем эту сферу.
Новосибирск хоть и молодой, но тут есть культурные локации, есть памятники архитектуры: здания в стиле конструктивизма, деревянное зодчество. Многие из них находятся в плачевном состоянии, что порой даже не хочется смотреть. И когда люди начинают об этом задумываться? Не когда сидят в офисе, а когда выходят на улицу и начинают следить за жизнью города.
Культура как раз-таки позволяет увидеть мир чуть шире. Поэтому даже такая скромная инициатива позволяет нам сделать что-то полезное и важное, в том числе для города.
Можно ли сказать, что таким образом вы привлекаете внимание к тем сферам, которые не связаны с музыкой напрямую?
В первую очередь, мы, конечно, пытаемся привлечь внимание к музыке, но наши концерты ведь где-то проходят. Об этих площадках нужно узнать, добраться до них. Когда начинаешь задумываться об этом, вот тогда и выявляются разные проблемы.
Чем интересна современная музыка?
В современной музыке всё то же самое, что и в несовременной. Про классику уже многое сказано, а про то, что создаётся здесь сейчас, – крайне мало.
Современная музыка размышляет на актуальные темы. Для того, чтобы всё существовало в балансе и было на равных, имело свою аудиторию, о современной музыке нужно просто говорить. Музыка Чайковского кажется более понятной, но минимализм не менее интересен, и поэтому мы выбрали рассказывать об этом. Для нас важно говорить о том, что не так популярно и не так подсвечено.
Как современная музыка коррелирует с нашей реальностью?
Как и литература, музыка тоже отражает современную реальность, просто у неё язык другой. Но есть такая музыка, которая не коррелирует с реальностью, это тоже нормально. Есть, например, необарокко, когда современные композиторы в открытую стилизуют музыку XVI-XVII веков. С реальностью в данном случае мало сходства.
Музыка, как любое искусство, пытается осмыслить происходящее. Например, произведение Артура Зобнина «Мой город звучит» для ансамбля показывает, как звучит Петербург в наши дни. Или, например, Настасья Хрущева, которая делает музыку для театральных постановок. Она тоже размышляет на современные актуальные темы. Это здорово и важно, что музыка связана с происходящим.
Как для тебя звучит Новосибирск?
Я не композитор и не хочу себя им называть, поэтому это будет только моё субъективное представление. Я живу практически напротив Оперного театра и каждый день ровно в 12:00 слышу небольшой отрывок из гимна Новосибирска. Вот так для меня звучит наш город.
Вместе с командой вы проводите концерты-встречи в разных районах Новосибирской области. Почему популяризация культуры не только в городе, но и в районах имеет такое большое значение для вашего проекта?
Потому что мы живём в городе, у нас есть привилегии ходить на концерты, знакомиться с новой музыкой. А у людей, которые живут далеко, таких возможностей объективно меньше. Молодёжь нужно просвещать. Музыка – очень абстрактный вид искусства и оттого непонятный. Особенно инструментальная, о ней надо рассказывать, поэтому мы берём и едем. Возможно, эти молодые люди приедут в Новосибирск, а может и не приедут, или начнут делать что-то в своём районе. Будет здорово, если через год-два-три у нас фестиваль будет не только в Новосибирске, но и в других городах Сибири, а ещё в Барабинске и Тогучине, например. В этом и заключается задача нашего проекта и фестиваля – привлечь аудиторию и поделиться своими знаниями об искусстве.
«Встреча-концерт» в открытом пространстве «Терраса» в Тогучине
Расскажи о музыкантах, которые после участия в фестивале занялись музыкой профессионально.
Арина Брованова после окончания НГУ поступила в музыкальный колледж в Лондоне. Сейчас живёт и работает там. Ещё Оксана Вокина заканчивает в этом году колледж как флейтистка. Некоторые люди потом просто очень хорошо занимаются музыкой и играют в разных любительских коллективов или собирают свои. Так не происходит со всеми музыкантами, но нам очень радостно, что такие примеры у нас есть.
Программа фестиваля «Музыка объединяет» – здесь
Фестиваль академической музыки «Музыка объединяет» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.