Одиннадцать лет назад я приобрёл автомобиль – полноприводный грузопассажирский универсал NISSAN AD 1994 года выпуска. В те далёкие времена у меня была мечта – купить за городом земельный участок и построить на нём дом с большой кирпичной печкой, самоваром и проигрывателем пластинок в уголке. Покупка вместительной проходимой машины была первым шагом к воплощению этой мечты.
В 2014 году я и предыдущий хозяин NISSAN'а приехали в отделение ГИБДД на улице Бородина. Дождавшись своей очереди, мы подали в окно необходимые для смены собственника документы. Товарищ капитан, внимательно их изучив, спросил:
— Что вас сюда привело?
— В каком смысле?
— Вы прописаны в Дзержинском районе. Почему приехали сюда? Почему не обратились в отделение по месту жительства?
— Я тут работаю рядом. Фит-сервис на Мира. Вот, отпросился на часок с работы машину купить.
Это была чистая правда. Кажется, я даже был одет в робу.
— Понятно, — сказал капитан и закрыл окошко.
Больше ни у кого никаких вопросов не возникло и через полчаса я получил новенькое ламинированное свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС, где было записано, что у меня теперь есть новая старая машина.
Земельный участок был найден и куплен в 2015 году. В 2016 я начал строить дом. Воплощение мечты превратилось в тяжёлую планомерную работу во время летних отпусков и майских праздников. В ковидную весну я покрыл крышу, в прошлом году сложил печь, а в этом – приобрёл новенький проигрыватель винила.
Автомобиль NISSAN AD потерял былую актуальность. И дело даже не в том, что стройка была окончена (окончить стройку невозможно), просто сервисы доставки чего бы то ни было стали гораздо доступнее, чем в 2014 году. В строительный магазин больше не нужно ездить самостоятельно, проще заплатить за доставку. Стоящий без дела NISSAN было решено продать за ненадобностью.
Я сфотографировал машину, написал подробную историю владения, разместил объявление в интернете. И началось…

90% входящих звонков и сообщений принадлежали перекупщикам. О них стоит написать чуть подробнее, поскольку не все читатели могут разбираться в нюансах современного российского автомобилизма.

Перекупщики (или перекупы) – это люди, которые покупают машины подешевле и продают подороже, прибегая в этой схеме к самым низменным и общественно порицаемым способам реализации своего спекулятивного замысла.

Автовладельцы не любят перекупщиков за враньё, смотанные пробеги, антидымные присадки к маслу в двигателе и за психологические манипуляции. Государство не любит перекупщиков за теневой характер экономической деятельности. Об этом будет написано ниже.

Перекупы предлагали забрать машину за полцены и, кажется, были не в восторге от моих отказов на это супер выгодное, по их мнению, предложение. Их аргументы выглядели примерно так:
— У тебя её никто не купит!
— Предлагаю решить твой головняк прямо сегодня!
— За эту цену можно купить следующее поколение.
— Заберу без лишних вопросов!
— Расчёт наличными на месте. Деньги есть!

И всё в таком духе.
Реальный покупатель нашёлся на третью неделю. Это был молодой парень с областной пропиской. Машину он собирался эксплуатировать по хозяйству «ну и так двигаться». Я скачал из интернета договор купли-продажи, мы внесли в него все необходимые данные. Я забрал деньги и свой экземпляр. Парень забрал документы, сел в свою новую старую машину и уехал. Я думал, что история владения NISSAN'ом на этом закончится. Я ошибался.
Через пару недель после продажи мне пришло уведомление, что страховой полис на проданный автомобиль заканчивается. Я зашёл на Госуслуги и обнаружил, что всё ещё являюсь собственником проданной машины. Новый хозяин не оформил её на себя в отведённый для этого десятидневный срок. Это не было для меня сюрпризом. Жители глубинки не всегда регистрируют свою технику и, продавая машину «в колхоз», продавцу нужно быть готовым впоследствии самостоятельно снимать машину с учёта. Особенно, если в его планы не входит платить за неё, как минимум, транспортный налог.
Я снова зашёл на портал Госуслуг. Последовательно подбираясь к необходимому мне пункту по юридическому избавлению от проданной машины, я обнаружил, что не могу получить эту услугу.

Дело в том, что с 1 марта 2025 года снять машину с учёта через интернет можно только в случае нотариально заверенного договора купли-продажи, либо когда этот договор проведён через портал Госуслуг.
В представлении авторов этого первомартовского нововведения процесс продажи автомобиля должен выглядеть так:
1. Имеющий верифицированный аккаунт на Госуслугах продавец входит в контакт с имеющим такой же аккаунт на Госуслугах покупателем.
2. Выявив взаимные потребности, сняв противоречия и договорившись о цене, покупатель и продавец оформляют на Госуслугах договор купли-продажи верифицированного автомобиля продавца.
3. Система сама проверяет автомобиль на обременения, сама подтягивает паспортные и регистрационные данные и если покупателя все устраивает, он подтверждает покупку.
4. Покупатель через всё те же Госуслуги платит пошлину, записывается и едет на приём в ГАИ, где проходит сверку номеров, получает СТС и всё такое.
Надо сказать, это очень удобная схема для большинства чистых перед законом автовладельцев с заведомо честными намерениями. Среди опций такого оформления сделки есть даже покупка через аккредитив. Это когда деньги покупателя вносятся на специальный счёт и там замораживаются на пять дней. А то мало ли чего!
А ещё такой способ купли-продажи исключает посредничество перекупщиков, либо заставляет их платить налог на доходы физических лиц. Подозреваю, что ради этого всё и задумывалось.
Если бы я знал про эти нововведения, я бы, конечно, ими воспользовался. Но чего теперь об этом говорить...
У меня на руках не было ничего, кроме рукописного договора купли-продажи, и единственным способом снять машину с учета был личный визит в подразделение ГАИ.
Вспомнив капитана из 2014 года, я решил обратиться в отделение по месту жительства на улице Богдана Хмельницкого. Оказалось, что машины там больше не регистрируют.

Зайдя на сайт Госавтоинспекция.рф, я выяснил, что городских регистрационных подразделений ГАИ с 2014 года здорово поубавилось. На правом берегу, например, осталось всего два. Первое – на Нижегородской, а второе – в МФЦ в шестом микрорайоне.

Я позвонил в отдел на Нижегородскую и описал ответившей девушке свою ситуацию.
— Действительно, — ответила она, — вам нужно приехать в отделение с паспортом и договором.
— Хорошо. А можете меня записать?
— У вас не тот случай. Вам нужно самостоятельно приехать...
— Я приеду. Записать на какое-то время можете?
— ...самостоятельно приехать и взять талончик.
— Хорошо. А в какие дни у вас народу поменьше, чтобы мне два раза не мотаться?
— Ни в какие. У нас все дни загруженные. Если приедете сегодня, то возьмёте очередь на воскресенье. Хотя, насчёт воскресенья я сомневаюсь, честно говоря. Скорее, на понедельник уже.
На календаре был четверг. Я поблагодарил девушку за информацию, попрощался и зашёл на сайт МФЦ на Курчатова. Выбрав жизненную ситуацию «водитель», интерфейс предложил мне записаться на 16.20 пятницы. Пока я думал над этим не очень удобным вариантом, этот единственный слот записи пропал.
В остальные два городских отделения я даже не стал звонить. Сама мысль о поездке на левый берег повергает меня в уныние.
За неимением лучших вариантов я решил присмотреться к логистически доступному мне пригороду.
Бердск сразу отпал. Моя коллега по институту (автор текста работает в Институте ядерной физики – прим. ред.) недавно вышла замуж и в связи со сменой фамилии меняла права и документы на машину. Из Академгородка ей пришлось ехать «на край географии, туда, куда-то за Петухова», потому что в Академе такого отделения нет, а в Бердске оно недавно закрылось. Я не стал проверять её слова на собственном опыте.
Колывань тоже отпала. Регистрационный день Колыванского ГАИ – пятница, а по пятницам я работаю.
Я позвонил своему старому приятелю в Мошково.
— Привет, — говорю, — я ниссанчика продал!
— Поздравляю! — ответил приятель.
— Теперь надо его с учёта снять.
— Сочувствую.
— Тебе доводилось бывать в Мошковском ГАИ?
— Конечно. Я там свою машину на учёт ставил. Когда меня вызвали на получение документов, инспектор спросил, есть ли у меня права на трактор?
— У тебя же есть.
— Есть то они есть. Просто я на учёт ставил не трактор, а машину. И я за эту секунду перед ответом чего только подумать не успел. Мало ли что, может с регистрацией проблемы какие возникли. Есть, говорю, права. А что? И мне в ответ протягивают новые номера, а на номере число триста.
Я решил, что надо непременно ехать в Мошково. Во-первых, отделение работает по субботам. Во-вторых, туда можно спокойно и без пересадок доехать на самом удобном новосибирском транспорте – на электричке.

В Мошково я приехал в начале десятого часа утра. Граждан принимали в два окошка, а в комнате ожидания было три человека, двое из которых уже ждали выдачи документов. Я подал паспорт с договором купли-продажи и через двадцать минут получил справку о том, что больше не являюсь собственником старого японского универсала повышенной проходимости.
С аккаунта Госуслуг машина пропала на третий день. Так закончилась история длиной в 11 лет.
Не знаю, когда мне в следующий раз придётся иметь дело с регистрацией транспортного средства, но надеюсь, что количество новосибирских отделений ГАИ к тому времени будет численно больше одного.
Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм