ДК «Юность» — быть или не быть
Не так давно над «Юностью» нависла угроза закрытия (или переезда), так как помещения в здании предложили передать детской киностудии «Поиск», которая, в свою очередь, была выселена из ДК «Звезда», которое потребовалось министерству обороны. «Поиск» — именитая киностудия, известная по всей России. В этом году, в своё 50-летие, студия осталась без помещения, и жители создали петицию на имя губернатора. Он предложил студии единственное принадлежащее области здание в непосредственной близости — здание «Юности». Последние семь лет она отходит от формата стереотипного ДК, трансформируясь в «третье место» и арт-резиденцию.
Концепция «третьего места»
В конце XX века американский социолог Рэй Ольденбург издаёт книгу «Третье место», где впервые вводится одноимённое понятие. В его классификации «первое место» — это дом, «второе» — место работы или учёбы. «Третьим местом» становится точка взаимодействия людей. Часто оно воспринимается как исключительно развлекательное, но на самом деле его суть совсем не в этом.
Основные характеристики «третьего места», которые приводит Ольденбург:
- Нейтральное пространство — люди приходят по своему желанию когда угодно и находятся там сколько угодно в любых социальных, политических и экономических условиях;
- Уравнивающие места — нет формальных критериев членства, пространство доступно каждому, а личностные качества важнее жизненного успеха;
- Доступность и размещение — имеется в виду как территориальная доступность (близко к дому), так и временная (открыто в рабочее и нерабочее время);
- Завсегдатаи — постоянные клиенты создают атмосферу места, придают ему характер;
- Дом вдали от дома — по атмосфере и степени психологического комфорта «третье место» похоже на первое — дом: оно предоставляет посетителям близкое по духу окружение, а человек, проводя время здесь, обретает душевное спокойствие.
Разные социологи добавляют к этим признакам ещё и наличие еды, напитков, бесплатный или недорогой вход, они описывают их как места, где можно найти новых друзей и встретить старых.
Город «третьих мест»
Несколько лет назад в «третьи места» стали преобразовывать отделы молодёжных центров. Первым был «Этаж», изначально относившийся к «Дому молодёжи Железнодорожного района», но в 2020 году переданный в «Альтаир». Позднее та же команда создала «Крышу».
Евгений Панов, музыкант, создал на «Этаже» музыкальное сообщество под названием ТЧК. Там была репетиционная точка. Сейчас на «Этаже» нет ни репточки, ни ТЧК. Да и вообще — «вся музыка теперь на "Крыше"».
«Дом молодёжи Железнодорожного района» конкуренции не выдержал. В центре много раз находили нарушения, на которые не было реакции. Максим Новиков, автор ТГ-канала «Провластное», в личном телеграм-канале проанализировал причины и обнаружил целый клубок проблем: от оформления соцсетей (что вообще можно считать гибельным для молодёжного центра) до малочисленности мероприятий.
Рекордсменом стал молодёжный центр «Содружество» — на месте его бывших отделов создано аж пять пространств, и почти все из них специализированы: «Как дома» ждёт молодые семьи, концепция пространства «Тут шьют» понятна из названия, «Фактура» приглашает хендмейд-мастеров, а «Терминал» специализируется на урбанистике и комфортной городской среде.
«Балкон», появившийся в 2017 году — единственное в городе пространство с собственной верандой. В ковидный 2021 год сюда из Нарымского сквера перенесли сеансы «Кино на траве» — флагманского проекта «Содружества», начавшегося с двух склеенных экранов и офисного проектора.
«Содружество» и «Альтаир» — организаторы многих крупных городских событий. Ещё один такой организатор — «Территория молодёжи» в Октябрьском районе. Но пространств у них не было. Лишь год назад открылась «Дача».
Не так давно в «третьи места» стали преобразовываться библиотеки. Это происходит в рамках нацпроекта «Культура». Сейчас в городе шесть модельных библиотек, но пока они есть не во всех районах. Наиболее известной стоит признать библиотеку Салтыкова-Щедрина: в силу расположения (в центре города, на Гагаринской) и партнёрства с «Содружеством».
Своеобразные аналоги «третьих мест» — общественные клубы в крупных жилых комплексах — например, клуб в «Стрижах».
Место создаёт сообщество
Далёкие от молодёжной политики люди до сих пор считают молодёжные центры и библиотеки историческим артефактом. Что, конечно же, неправда. По степени трансформации под требования времени они стоят в одном ряду с вузами и музеями.
Библиотеки и молодёжные центры всегда были базой для сообществ, но сейчас инициатива их создания исходит от самих посетителей. Иногда сообщества довольно необычные — так, на «Балконе» без малого два года существует клуб визуального сторителлинга «Клип-Арт», где киношник со стажем Антон Лопанин обсуждает с гостями музыкальные клипы, а в «Терминале» раз в месяц собираются для обсуждения вопросов градостроительства — созвучное известному шоу сообщество «Вечерний Урбан» состоит из участников «Городских практик» в Новосибирске и создано по инициативе тьютора Евгении Леонтьевой. Лопанин сейчас начал новый киноклуб «Короткий метр» в молодёжном центре «На Садовой».
В «Продвижении», относящемся к «Территории молодёжи», работает комьюнити визуального творчества «Цифра», а в другом подразделении учреждения — «Респект» — объединение молодых художников «Красный клевер». Руководитель «Респекта» Евгения Казакова позиционирует себя как «артист оригинального жанра» (между прочим, вполне официальное название должности работника культуры) и организует «Огни Сибири».
В «Содружестве» сейчас базируются аж три театра: студия творческого развития «Жить на Севере», «Актёрское убежище», и переехавший из «Лаборатории современного искусства» (многим известной по старому названию — «Мастерская Крикливого и Панькова») «Инклюзион», где вместе играют люди с инвалидностью и без. Только первый из них можно считать типичной театральной студией. Второй ближе к настоящему театру (хоть и любительскому), а третий умело сочетает разные формы: параллельно с занятиями по вокалу, актёрскому мастерству и сценической речи проходят традиционные театральные лаборатории.
Резидент «Терминала» — «Городские реновации». Сейчас они проводят «Курс молодого архитектора», рассчитанный на школьников 7-11 классов. До открытия «Терминала» они проводились на «Балконе».
Молодёжка в городе
Мероприятия молодёжных центров уже давно вышли за пределы их локальных пространств. В «Продвижении» несколько лет существовал литературный клуб «Сияние» Татьяны Требушиной (Парцвании). Этот клуб проводил городской поэтический фестиваль «Переплёт» и «Стихосушку» в Первомайском сквере. Ещё один проект для поэтов — «Попробуй прочесть» проводила на «Этаже» Диана Фледан. Анастасия Гуня, специалист по работе с молодёжью (или «эсэрэмщик» — от аббревиатуры СРМ) «Пионера» — организатор проекта для начинающих юмористов «Закулиска» и куратор лиги КВН «Сибирь-Некст».
«Содружество» проводит квизы «Элементарно», и, как рассказывал однажды руководитель проекта Алексей Никитин, для заведений общепита, где они проводятся, это чуть ли не единственная возможность привлечь людей в будние дни.
Люди
Всего вышеперечисленного никогда бы не было, если бы не люди, вдыхающие жизнь в пространства. Именно государственные и муниципальные учреждения культуры и молодёжной политики раз за разом разбивают стереотип о работающих там людях с сознанием из XIX века.
Так Тимофей Зенин, профессиональный актёр театра «На Левом берегу», стал эсэрэмщиком в «Содружестве». Коллега Зенина Софья Запромётова, играющая в «Инклюзионе» три года, работает в «Содружестве» менеджером. Она известна моноспектаклем о трагических событиях 11 сентября. Евгений Панов, создавший 8 лет назад «Этаж», играет на барабанах в группе ustal. Ещё один музыкант из молодёжки — Иван Гриднев, он возглавляет литературный клуб «Вслух».
Ася Василовская (в 2022 перешла с «Балкона» в «Фактуру», в 2023 уволилась из «Содружества») — одна из соорганизаторов фестиваля ArtWeek и арт-директор Eight Four Gallery, открывшейся в конце прошлого года в ТЦ «Апельсин». Ася в течение долгого времени была едва ли не единственным среди работников молодёжных центров Новосибирска лектором общества «Знание». В «Содружестве» она вела проект «Около искусства». Там её и заметили девушки из ArtWeek'а и пригласили в команду.
Ещё один выходец из «молодёжки» — Маша Штольц. Сейчас она выступает с Александром Добровольским в дуэте «Мне нравится». ДКЖ и кинотеатр Маяковского, конечно, пока не собирают. Но на камерных площадках пользуются популярностью.
Руководитель «Фактуры» Эмилия Мухутдинова продаёт свои вязаные вещи — довольно нетипичное хобби для молодой девушки. Свой «малый бизнес» ведёт и София Ловкачёва, возглавившая «Содружество» в прошлом году, — магазин «Чулан под лестницей» с товарами из вселенной семикнижия Джоан Роулинг.
Предубеждения о том, что в молодёжных центрах ничего не происходит, а форматы событий в них давно устарели, уже давно неправдивы. Молодые люди вдохнули жизнь в «Юность» так же, как до этого (и после этого) — в молодёжные центры по всему городу. В числе флагманских проектов «Юности» — МУЗ.ХАБ, театральный open call (часть более широкого театрального направления работы молодёжного центра), объединивший науку и искусство «Синтез» и фестиваль «Связки». Работают два коворкинга — традиционный и нацеленный на художников и мастеров Artchaos. Открыты репточка и фотостудия. Пустота на афишах вовсе не показатель пустоты в самой «Юности». Молодёжь не пойдёт смотреть на афиши, а узнает обо всём в соцсетях.
Можно долго не любить государство. Можно критиковать его за многое. Но нельзя не отметить людей, которые в достаточно строгой системе смогли проявить креатив и составить конкуренцию коммерсантам.