Левый берег: история Ленинского и Кировского районов

Построенные как рабочая окраина они только сейчас приблизились к тому, чтобы говорить с остальным городом на равных.
Левый берег: история Ленинского и Кировского районов
Вид с правого на левый берег. Фото: Дина Колпакова

Так уж сложилось, что Новосибирск разделён рекой на две пусть и не равные, но вполне соизмеримые части. Однако на протяжении многих лет левобережная часть города воспринималась чуть ли не как выселки – место, куда без особой нужды и ездить-то не за чем. Сегодня ситуация меняется, хотя до равноправия этих двух частей города всё равно ещё далеко. Стас Соколов, который прожил в левобережье бОльшую половину жизни, вспомнил историю этой части города и задумался о её перспективах. 

Новосибирское разделение на правый и левый берег, привычное для местных жителей, нельзя назвать чем-то обычным, стандартным. В Сибири города, основанные на одной стороне реки, пусть и выплёскиваются в какой-то момент на другую, но везде представляют из себя совершенно неравные части. Новосибирск же живёт, как американская пара Миннеаполис и Сент-Пол (первый побратим Новосибирска), с той только разницей, что никакой границы между двумя частями нет.

Случилось это (как и примерно всё в истории города) по причинам логистического характера. Изначально город возник и рос на правом берегу. Причём как-то сразу полез в гору наискосок от реки, так что контакт с водой был исключительно логистического плана – к воде выходил порт. Не удивительно, что на удалённом и отрезанном от центра левом берегу Оби поначалу не было ничего, кроме пары деревень.

Зато был Транссиб. Именно вдоль него в эпоху индустриализации начали строить первые в городе крупные советские заводы. До города недалеко, а места хоть отбавляй. Строительство завода «Сибкомбайн» началось в 1929 году и впоследствии именно с него и из него выросла огромная промзона, сформировавшая во многом вид того, что потом станет Ленинским районом.


Соцгород в районе Станиславского 

Массовая застройка на левом началась тогда же – в 30-х годах. Остатки возведённого тогда соцгорода сегодня полностью скрыты более поздней застройкой. Клуб имени Клары Цеткин, бывший изначально частью соцгорода, был и вовсе снесён по причине ветхости. Во время войны по соседству с «Сибсельмашем» встал металлургический завод имени Кузьмина, дополнив производственный советский кластер.


Улица Станиславского

Уже после второй мировой войны здесь же появилась одна из немногочисленных городских улиц, которая спроектирована и построена сразу целиком в одном стиле. Станиславского не так обласкана вниманием публики, как «Богдашка», но и здесь есть что посмотреть тем, кому нравится весь этот неоимперский позднесталинский стиль. Здесь же, кстати, находится и старейшее непрерывно работающее заведение общепита – знаменитая «Пышечная».

Эта часть левобережья получила после убийства Кирова название Кировского района, хотя недолгие четыре года называлась Заобским районом. В него входила деревня Бугры, которая стояла на высоком берегу Оби ещё в те времена, когда никаким Транссибом тут даже не пахло. Сейчас это место уже начала теснить многоэтажная застройка, но в глубине до сих пор можно разглядеть приметы той жизни, которая текла ещё в ХIХ веке. 


Солодовенный завод в деревне Бугры

Сегодня уже трудно себе представить, как левобережье жило без автомобильного моста. Совсем отрезанным берег, конечно, не был. Зимой переправа была по льду, летом выстраивали понтонные мосты. Капитальный мост построили только в 1955 году. С его появлением по левую сторону Оби началось активное строительство.  

Нынешнее разделение левобережья на районы случилось только в 70-х годах, когда город уже достаточно разросся. В результате старое название оставили для района с новыми жилмассивами, а более престижное имя «Ленинский» отдали старшему брату.

Кировка тоже строилась вокруг заводов. Самая старая часть этого района началась с бараков, которые ещё в конце 30-х годов построили для рабочих завода расточных станков (отсюда и старый топоним Расточка). В 50-х, уже после того, как здесь заработал вывезенный в Сибирь во время войны завод Тяжстанкогидропресс, здесь построили целую улицу с чудными дворами и арками, которые при должном уходе могли бы стать одним из наиболее живописных районов города. Но замысел архитекторов вошёл в конфликт с реальностью, и Расточка стала рабочей окраиной со всеми особенностями и нюансами этого статуса.


Флорентийский ренессанс на левом берегу 

Последующая индустриальная карьера Кировского связана больше с пищевой промышленностью. Именно здесь, в разных концах улицы Петухова, построили два больших завода – молочный («Сибирское молоко») и пивной (НПВК, который потом реорганизовали в ВИНАП). В 90-е, когда советская система экономических связей рухнула, именно пищёвка вышла в Новосибирске на первый план. В какой-то период ВИНАП превратился в одного самых влиятельных игроков не только на рынке напитков, но и на политической сцене. Перед праздниками здесь выстраивались очереди из машин оптовиков. Выпускавший весь спектр напитков – от Сельтерской воды и пива до водки и шампанского – монополист мог себе позволить решать, кто уедет с завода с товаром, а кому можно и подождать. Даже мост через железнодорожные пути, связавший когда-то Советское шоссе и кусочек улицы Мира, до сих пор зовут «винаповским». Хотя от самого ВИНАПа остались одни воспоминания.

Левобережье стало существенно ближе, когда в Новосибирске заработало метро. Я сам поселился здесь впервые почти сразу после открытия – в 1986 году. Тогда, нужно признать, было трудно оценить этот новый вид транспорта по достоинству. Пробки в СССР с его низкой автомобилизацией были редкостью. По сравнению с московским метро, новосибирская подземка вообще казалась игрушечной, ненастоящей. На большую часть станций можно было спуститься пешком. 

Однако метро было лишь логистическим инструментом для включения левобережья в городской контекст по-настоящему. Для того, чтобы это случилось, на левом должно было появиться что-то такое, ради чего сюда поехали бы люди с правого берега. И первым этим чем-то стала …Ленинская барахолка. Авторитетные люди договорились с городскими властями о том, что они достроят ДК «Сибсельмаш» (существовавший тогда в виде начатых двух крыльев с пустотой между ними). А взамен получили огромный земельный участок вокруг. Ленинская барахолка, конечно, не могла тягаться с Гусинобродской. Но сюда можно было приехать на метро. И это был настоящий торговый центр того времени, где в покрытых примитивными навесами рядах-улочках торговали всем подряд. Здесь же можно было и поесть, и даже выпить.

Следующим таким объектом левобережья стала ИКЕА. Изначально шведы хотели построить свой магазин где-то примерно в том районе, где сейчас расположено стоящее на Бердском шоссе Metro Cash&Carry. Но местный бизнес перехитрил сам себя и перебил заявку на конкурсе. В результате свой торговый комплекс шведы всё же построили, но уже на левом.

После этого случились аквапарк у Димитровского моста (2016 год) и заработавший в прошлом году новый ЛДС «Сибирь-Арена». Строили комплекс под молодёжный чемпионат мира по хоккею, от участия в котором Россию отстранили. Но и горожане регулярно теперь заполняют парковку перед комплексом, когда здесь играют в хоккей. И уже не левый, а правый берег посматривает на другую сторону реки с некоторой завистью. 


Площадь Маркса в середине 90-х

Относительный баланс между левым и правым берегами мог быть достигнут, сумей город в своё время мудрее распорядиться огромным пустым пространством площади Карла Маркса. Изначально здесь были запланированы всего три объекта: торговый центр (ГУМ), гостиница и концертный зал. Если бы это разделение удалось бы выдержать (пусть и расширив и модернизировав каждый из объектов), то Новосибирск имел бы сейчас зону притяжения, сопоставимую с площадью Ленина. Но этого не случилось, и сейчас Маркса представляет собой концентрацию торговых центров.


Гостиница «Турист» в 2013 году

Однако и в этом своём воплощении центр левобережья может быть сделан куда более привлекательным, нужно только достроить начатые там объекты и привести в порядок пространство вокруг них. И здесь уже виден свет в конце тоннеля. Многострадальная гостиница «Турист» (с пятью добавленным этажами и новыми пристройками) уже выглядит почти законченной хотя бы внешне. Активно строится комплекс «Аэрон» на месте снесённого ДК, который станет новой доминантой этого места. Вместо ларьков и павильонов появятся магазины и кафе на первом этаже, а треснувший асфальт заменят мощёные плиткой дорожки и современное озеленение.  


Строящийся «Аэрон»

Постепенно заполняется новыми арендаторами бывший торговый комплекс «Калейдоскоп» (новое название KLP), владельцы которого пытаются превратить его из коллекции выставочных павильонов торговцев мебелью и сантехникой в обычный ТРЦ. И кто знает, может быть, через десяток лет площадь Маркса действительно станет ещё одним центром города, соединив разбросанное от Затона до Южно-Чемского микрорайона левобережье в одной точке. И тогда она будет восприниматься уже не как пункт пересадки для поездки на правый берег.

Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм