Мы на Новобазарной площади – в сердце Ново-Николаевска, и биением сердца – ритмичное переступание ног в очереди в синематограф. Развлечение уже не новое: с первого показа на парижском бульваре Капуцинок прошло 13 лет, люмьеровский поезд прибывал сотни раз, рабочие выходили с фабрики, поливальщик поливал сам себя, да что там, уже вовсю снимали художественные фильмы по 15 минут, а это 300 метров плёнки! Прогресс не стоял на месте и двигался явно быстрее, чем очередь.
Кинотеатр на базарной площади принадлежал Федоту Фадеевичу Махотину – бывшему цирковому артисту, купившему при случае на ярмарке киноаппарат и затеявшему приобщить новониколаевцев к важнейшему из искусств. Кинотеатр не был в городе первым: судя по рекламе в газетах, до него уже появилась косморама (как только ни называли кинотеатры на заре их становления) в доме госпожи Лури, но одно дело – дом на краю оврага, частично занятый помещениями общественного собрания, а другое – отдельное здание на главной площади с подъездом, большим залом под 200 мест, уборными и «фойэ».
Киносеансы состояли обычно из около десятка фильмов: виды стран мира, не доступных простым горожанам (даже Австралию знали в Ново-Николаевске благодаря Махотину), кинохроники, художественные фильмы, юмор и прочее три ха-ха. Объявление 1909 года
Памятник первому городскому кинотеатру на площади Ленина стоит почти на нужном месте, разве что более эргономично: не перекрывает улицу Депутатскую, как это было бы раньше. Выглядит он как сложенные одна на другую «фильмы» (разумеется, тогда они были женского рода, как и шампунь, портфель и санатория) и венчающая их кинокамера. В начале XX века эргономика была более эргономной: одной и той же технической диковиной можно было и снимать фильмы, и воспроизводить их на экран (или простыню, кто уж чем был богат, простите, госпожа Лури).
Ну а дальше кинотеатры начали расти как грибы после дождя: рядом с Махотиным проклюнулся «Гигант», в доме Вишнякова – «Электро-централ», в доме Крюкова – «Диана», в доме Машинского (возможно несколько кирпичей от него ещё осталось в основе нынешнего театра Афанасьева) – электро-театръ гранд-иллюзион «Модерн», позднее «Юнгштрум», позднее – «Пионер» (он же Гога, он же Гоша). Названия звучат как музыка, как бы компенсируя тот факт, что кино на тот момент было ещё «великим немым».
Фильм мог сопровождать тапёр или даже хор, как на премьере «Стеньки Разина» в 1908 – между прочим, это первый российский художественный фильм, и что самое приятное – он сохранился! Так что очень рекомендую найти и посмотреть эти исторические 8 минут, подпевая коварным ватажникам про набежавшую волну.
Такие плакаты чемпионата по метанию княжон вполне могли украшать собой и центр Ново-Николаевска
Федот Фадеевич, однако, на гордом звании кинопрокатчика решил не останавливаться и пошёл в режиссёры. Вероятно, мурлыкая себе под нос «профессий много, но Прекрасней всех – кино. Кто в этот мир попал – Навеки счастлив стал». (Фильма, фильма, фильма.) Благо камера была, как мы помним, универсальная. После нехитрого монтажа, а то и без него, в синематографе можно было увидеть сценки из жизни города Ново-Николаевска, крестные ходы, парад 41 Сибирского полка, квартировавшего в военном городке, и даже «Великий праздник революции». Имеется и фото фигуры с камерой на балконе кинотеатра в этот февральский день, но разглядеть за треногой с камерой самого Махотина не представляется возможным. Пока это одно из многочисленных белых пятен нашей истории.
Оскар в Ново-Николаевск, к сожалению, не отправился, да и ни одного автохтонного фильма не сохранилось: плёнки сломали или потеряли, что, конечно, обидно.
Кинотеатр Махотина (как все эти люди на каждый праздник взбирались на его крышу?) и рядом «Гигант»
Зато, поначитавшись досоветских газет, мы можем найти на просторах интернета «Донских казаков» 1908 года, «Соньку золотую ручку» – восьмисерийный (!) сериал 1914 года (сохранился не весь) и фильмы «гения экрана» Петра Чардынина, включая «Мёртвые души» 1909 года – не желает ли кто повторить фокус и уложить всего классика в пять минут? (Это хорошо ещё, что второй том не дожил, а то нарезка сцен стала бы максимально клиповой.)
Вспомнился Зощенко и его бессмертное про «Ревизор», покажу и вам, не зря же вспомнилось.
Михаил Афаньсевич, а вы-то там как сейчас?
Кино принесло Махотину и славу, и деньги: из предметов роскоши у него дома было замечено пианино, золотые украшения, картины в рамах, альбомы с фотографиями и открытками, мальчики учились в платном реальном училище, дочь, наверняка, в не менее платной гимназии.
Дом свой Махотины (жена Федора Фадеевича Мария Николаевна тоже вложила в дело душу, и при запуске стартапа продавала билеты в кассе), правда, покупать не стали, дабы квартирный вопрос их не испортил. Или по кочевой цирковой привычке. Ну или, что более вероятно, все свободные средства шли на кинотеатр: наклонный пол, буфет, электродвигатель, огоньки и реклама – всё было. Ну разве что пожарная охрана как всегда была недовольна и требовала в студию аааааагнетушитель, хотя на фильмы тоже должно быть, забегала. А кто не забегал?! Главное искусство, как ни крути.
Фильма, фильма, фильма…