Как выжить в доме с газом

Как выжить в доме с газом

Трагедия, произошедшая 9 февраля на улице Линейной, потрясла Новосибирск. Взрыв газа привёл к обрушению двух подъездов и гибели 14 человек. Основной версией считается утечка газа, произошедшая в результате действий недобросовестных «газовых работников», менявшим доверчивым жильцам газовые шланги на, предположительно, некачественные.

После взрыва на Линейной в Новосибирске упал спрос на квартиры в газифицированных домах, сообщает «Прецедент». 30%–40% потенциальных покупателей категорически не хотят рассматривать такие варианты, несмотря на то, что цены на них ниже.

Но если на стадии приобретения квартиры у людей ещё есть выбор, то что делать тем, кто живёт в газифицированном доме? Ведь получается, что они сами могут делать всё правильно и соблюдать меры предосторожности — но трагедия может произойти по вине соседей.

Мы попытались собрать возможные факторы риска и разобраться, на какие из них в состоянии повлиять сами жители.

Газ бывает разный

Дом на Линейной был газифицирован сжиженным газом. Это означает, что неподалёку от дома располагается ёмкость для хранения сжиженного газа, откуда он (уже в газообразном состоянии) подаётся в соседние дома. Почему это важно? Дело в том, что так называемый «природный» газ, поступающий по системе трубопроводов состоит в основном из метана. Он легче воздуха, поэтому в случае утечки поднимается вверх и утекает через любую вентиляцию или открытую форточку. Весьма непросто создать такую концентрацию природного газа в квартире, чтобы получился действительно мощный взрыв.

Сжиженный же газ состоит в основном из пропана и бутана. Он, наоборот, тяжелее воздуха. В случае утечки стремится вниз, заполняя квартиру, как стакан «снизу». Если в квартире плотные двери (а почти у всех теперь качественные металлические двери с уплотнителями) и пластиковые окна — «стакан» может получиться идеальным для накопления. В случае же наличия щелей сжиженный газ может заполнить подвал.

Как показывает практика, сжиженный газ существенно опаснее в быту, чем природный.

Вентиляция и окна

Использование газа предполагает наличие в соответствующих помещениях хорошей вентиляции. Однако в условиях сибирской зимы никто не рад хорошей вентиляции. Некоторые жильцы стараются от неё избавиться, заклеивая вентиляционные отверстия — так как через внутридомовую вентиляцию, бывает, проникают не только неприятные запахи от соседей, но и насекомые вроде тараканов или домовых муравьёв.

Раньше роль вентиляции выполняли и окна — несмотря на постоянную борьбу советских людей с щелями в окнах, полностью избавиться от щелей не удавалось. Приход пластиковых окон сделал многие помещения герметически закупоренными. Газифицированное помещение обязательно должно иметь окна достаточной площади, чтобы в случае взрыва вылетели стекла, а не разрушились строительные конструкции. Пластиковые окна и здесь уменьшают безопасность — их стеклопакеты гораздо прочнее, чем стекла в старых «обычных» окнах. Поэтому для их «выбивания» требуется большее давление — и если ранее соотношение площади стёкол и объёма помещений спасало от обрушения конструкций, то теперь может и не спасти.

Деменция и асоциальные соседи

Российское общество стареет. И всё чаще пожилые люди живут одни — и доживают до старческой деменции. В сочетании с газом это совершенно не безобидно. Оставить конфорку включённой может человек и в здравом уме — а чего ожидать от пожилого человека с деменцией? Да и жертвами мошенников чаще становятся пожилые — что, вполне вероятно, и привело к катастрофе на Линейной.

Ну и социальные язвы — алкоголизм, наркомания. Желание сознательно нарушить нормальное функционирование мозга присуще существенной части нашего населения (на русскоязычном даркнет-рынке Hydra было 17 миллионов аккаунтов пользователей, что говорит о масштабах проблемы).

Отсутствие датчиков

Спасти от проблемы утечек газа могло бы специальное оборудование. Плиты могут быть оборудованы системой газ-контроля конфорок, которая автоматически отключает подачу газа в случае прекращения горения. А в квартирах могли бы быть установлены датчики утечки газа, которые оповещали бы экстренные службы или автоматически перекрывали бы подачу газа.

Но в многоквартирных домах, использующих газ с советских времён, как правило нет ни того, ни другого. Менять плиты на более современные должны сами жильцы — и не все хотят нести дополнительные расходы. Тоже самое касается и датчиков утечки газа. Возникает вопрос — за чей счёт они будут устанавливаться, кто и как их будет обслуживать и куда они будут передавать информацию.

Что же делать

Министр ЖКХ Новосибирской области Денис Архипов предложил перевести многоквартирные дома с сжиженного на природный газ. А мэр Анатолий Локоть — установить в них датчики утечки газа. Но как показывает опыт, между благими пожеланиями новосибирских чиновников и их практической реализации могут пройти не то что года — десятилетия. Перевод на природный газ требует наличия возможности и постройки газопроводов высокого и низкого давления. Непонятно, насколько это затратно и за чей счёт будет происходить.

С датчиками всё ещё сложнее с точки зрения бюрократии. Ставиться они должны в квартирах — а кто за ними будет следить и их обслуживать? А если жильцы не захотят, то можно ли их заставить (на данный момент обязанность иметь датчик утечки в квартире отсутствует).

Высказываются предложения усилить проверки, но попасть во все квартиры в ходе проверки практически невозможно — начиная от того, что не все впускают в свою квартиру, заканчивая тем, что в ней может никого не быть.

Как оказалось, ОблГаз не обслуживает некоторые квартиры, так как их жильцы не желают заключать договор. После взрыва газа в доме на Линейной по городу началась проверка, и в доме 87/2 на Красном проспекте газ отключили всем жильцам — в некоторых квартирах оказались несертифицированные шланги.

Отказ от газа

Наиболее радикальным способом решения проблемы выглядит отказ от газа. Электроплиты существенно безопаснее газовых, особенно — если газ сжиженный. В Линейном жилмассиве, где произошла трагедия, находится дом (Красный проспект 87/2), где большинство жильцов хотят отказаться от газа и перейти на электроплиты. Но у них пока не получается.

Как рассказала SibNOVO старшая по дому Екатерина Матвеева, закон стоит на стороне тех, кто хочет продолжать пользоваться газом. «Пока есть хоть один желающий — мы должны сохранять трубы и их обслуживать. Надо, чтобы закон разрешил решать этот вопрос большинством голосов».

Впрочем, переход на электроплиты может потребовать перевод дома в другую категорию по потреблению электроэнергии, что влечёт за собой подведение резервной линии.

Причины, по которым часть жильцов не желает отказываться от газа — необходимость в этом случае понести расходы на приобретение электроплит и подведении к ним проводки. Многие готовы жить «на пороховой бочке» и дальше. «Жили так всегда — поживём ещё». Взорвавшийся неподалёку дом и падение цен на квартиры из-за того, что дом газифицирован — убеждает не всех.

Это тот случай, когда индивидуальная стратегия выживания не помогает, а коллективные механизмы — несовершенны.

9 февраля в доме №39 на улице Линейная в Новосибирске произошёл взрыв газа, в результате чего обрушились два подъезда. Погибло 14 человек. Дом признан аварийным и подлежит сносу.

ЖКХ Безопасность Аналитика Анатолий_Локоть Денис_Архипов Екатерина_Матвеева

Это интересно