Что нужно знать об этих мозаиках
На здании «Сибирь-концерт» (в прошлом – ДК «Строитель») расположена композиция мозаик, объединённая сюжетом строительства. Здание построили в 1973 году по типовому проекту, а мозаики новосибирского художника Василия Кирьянова стали его отличительным элементом.
В 2018 году произошёл ребрендинг ДК «Строитель» – он стал концертным залом «Евразия» (а в 2021 году его переименовали в «Сибирь-концерт»), часть мозаики закрыли баннером, а в дальнейшем планировали убрать её для утепления фасада. Тогда мозаику защитили художники, общественники, журналисты, а сын Василия Кирьянова Евгений Кирьянов написал заявление в инспекцию по охране памятников культурного наследия, и мозаику признали выявленным объектом культурного наследия. По закону, такие объекты нельзя демонтировать и закрывать баннерами. Тем не менее, баннер на здании остался до сих пор.
Сейчас для здания «Сибирь-концерт» разрабатывается проект реконструкции, который должен в том числе сохранить мозаики. Один из вариантов такого сохранения – перенос их с фасада на отдельно стоящий пилон. В начале сентября atas.info писало, что в заключении историко-культурной экспертизы проекта реконструкции такой вариант поддержали.
Но в месте, куда предполагалось поставить пилон, находится вентиляционная шахта метро «Берёзовая роща», и в радиусе 25 метров от шахты ничего устанавливать нельзя, рассказал SibNOVO Владимир Авдеев, художник, эксперт Художественного совета Новосибирска, который внимательно следит за судьбой мозаик.
Без решения о способе сохранения мозаик реконструкция здания невозможна. Но если сохранить их на фасаде, проект реконструкции можно согласовать уже в ближайшее время. Однако «Сибирь-концерт» не намерен оставлять произведения на фасаде. Представители учреждения ответили SibNOVO, что «после реконструкции у здания предполагается новый визуальный и содержательно-концептуальный облик».
Проект реконструкции фасадов «Сибирь-Концерт». Архитектурная мастерская Е. Тоскина
Руководство «Сибирь-Концерта» также отметило: «В реалиях сегодняшнего дня, физически, существуют два культурных объекта: здание и мозаичное панно. “Сибирь-Концерт”, экспертное сообщество выступили с предложением увековечить память художника-монументалиста В.Г. Кирьянова, создав арт-объект монументального искусства советского периода путём выделения мозаичного панно в отдельно стоящую конструкцию».
Почему эксперты против переноса мозаик
«Никогда не думал, что доживу до времени, когда увижу, какую ненависть люди испытывают к этому произведению. Если бы мозаики не внесли в реестр как объект культурного наследия, их бы срезали и выбросили. Но они привязаны к архитектуре, исторически связаны с этим зданием.
Перенос мозаик на новое место возможен в качестве компромисса, но должны быть соблюдены условия: сначала строится пилон со всеми крепёжными элементами, мы принимаем его, и только потом мозаики срезаются и переставляются на новое место.
Если встанет вопрос о том, чтобы их срезать и где-то хранить, случится то же, что произошло с ДК им. Горького. На его фронтоне стояли три скульптуры – “право на труд”, “право на образование”, “право на отдых”. Когда они стали осыпаться, их под благим намерением сняли на реставрацию, и с тех пор скульптуры исчезли, растворились, никто не знает, где они», – поделился Владимир Авдеев.
Константин Голодяев, научный сотрудник Музея Новосибирска, эксперт Художественного совета города считает вандализмом обсуждающийся перенос мозаик с фасада здания:
«Мозаичное панно Василия Кирьянова “Строители” неотъемлемо от здания. Оно входило в его первоначальный проект и сегодня находится под охраной государства как объект культурного наследия. Отделение этого произведения от стены невозможно ни юридически, ни композиционно, ни физически – это прямой вандализм по отношению к культуре и уголовное преступление.
Не говоря уже о том, что сейчас панно находится в хорошем состоянии, а при демонтаже неизбежно рассыплется, и в результате на предлагаемой стеле будет жалкое подобие, подобное мичуринским барельефам Веры Штейн, которые мы уже имеем на школе № 54. Это авантюра. Нам пытаются навязать просто уничтожение памятника».
Со стороны визуально оценить состояние большой мозаики не получается – в баннере почти нет просветов. Но Владимир Авдеев тоже считает, что произведение хорошо сохранилось: «Реставрировать мозаики не нужно. Им нужна хорошая профилактика. Реставрация – это восстановление утраты. Всё, что не связано с восстановлением утраты – это профилактика. С задней стороны мозаик нужно восстановить бетонный слой, сделать гидрозащиту, и с лицевой стороны нужна гидрозащита. Но это профилактика».
Сейчас проект реконструкции проходит государственную экспертизу, окончательного решения о переносе или сохранении мозаик на фасаде ещё не приняли.
Действительно ли эти мозаики легендарны
«Василий Кирьянов – значимый для города художник. Всё, что он сделал – мозаики на ДК “Строитель”, мозаики на углу Красного проспекта и Гоголя (где мозаичное панно перекрывает кафе) – работы очень серьёзные. Такого уровня работ в этом городе больше не появится никогда.
Подобные мозаики теперь заменят росписи – муралы. Они будут на разные темы, но монументальными они не будут, пока они только фрагментарно-иллюстративные», – считает Владимир Авдеев.