30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Праздник имеет давнюю историю – в следующем году ему исполняется 50 лет. В 1974 – 1991 годах он назывался Днём политзаключённого, а впервые был «отмечен» по инициативе диссидентов и узников лагерей в Пермской области и Мордовии совместной голодовкой и выдвижением ряда требований. С 2016 года увековечение памяти жертв политических репрессий является одним из видов деятельности некоммерческих организаций, дающих право на присвоение статуса «социально ориентированной НКО».
В этот день проходит традиционная акция «Возвращение имён», в ходе которой люди, сменяя друг друга, зачитывают списки, содержащие краткую информацию о людях, подвергшихся репрессиям, а к памятникам жертвам политических репрессий возлагают цветы. В Новосибирске, как правило, эти мероприятия проходят в Нарымском сквере. Именно в нём находится памятник жертвам политических репрессий. Но помимо него, в столице Сибири и её окрестностях есть ещё ряд мест, непосредственно связанных с историей политических репрессий. Алексей Колесников, колумнист SibNOVO, рассказывает о них.
Дом политкаторжан
В центре Новосибирска, в начале улицы Фрунзе, находится памятник эпохи конструктивизма – Дом общества политкаторжан. Он был построен в 1933 году по проекту Бориса Гордеева (он спроектировал в Новосибирске немало объектов конструктивизма).
Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев – именно так официально именовалась организация – появилось в 20-е годы прошлого века. До уровня всесоюзной организация выросла за три года, включив в свой состав 50 филиалов, в том числе Новосибирский. Состояло в нём 105 человек, в том числе бывшие узники других городов Сибири.
В 1929 году появился жилищный кооператив «Политкаторжанин», на деньги членов которого и велось сооружения здания. Некоторые члены общества (и их семьи) участвовали в строительстве непосредственно.
Как и многие конструктивистские здания, дом 8 по Фрунзе – это часть более крупного незавершённого проекта. В квартале № 95, ограниченном улицами Мичурина, Фрунзе, Журинской и Красным проспектом, предполагалось создать целый жилой комплекс. А внутри него – библиотеку и музей каторги и ссылки.
Спустя два года после возведения здания Общество было ликвидировано, а здание переименовано в общежитие «Политкаторжанин». Его жители вновь подверглись репрессиям, теперь со стороны Советского Союза. Дом и весь квартал, состоящий тогда из деревянных домов, передали Крайсобесу.
Среди известных жителей дома стоит отметить сибирского революционера Селиверста Якушева и учёного Сергея Чаплыгина, в честь которых названы улицы, проходящие в Октябрьском и Железнодорожном (частично также Центральном) районе.
С ноября 1941 года до своей смерти, произошедшей 12 июня 1942 года, в этом доме жила эвакуированная революционерка Анна Васильевна Якимова-Диковская, принимавшая участие в покушении на Александра II.
Дом Дуси Ковальчук
Неподалёку от вокзала Новосибирск-Главный находится дом участницы большевистского подполья Ново-Николаевска Евдокии Борисовны Ковальчук. Впрочем, жителям города она больше известна как Дуся, и улицу Покровскую в 1924 году переименовали именно в улицу Дуси Ковальчук. Официальный адрес дома – Ленина, 92 «Б».
Фото: Кирилл Кудряшов
Евдокия Репина родилась в Нижегородской губернии в 1881 году, позднее с родителями переехала в Ново-Николаевск, который тогда относился к Томской губернии. В 16 лет вышла замуж за Фёдора Ковальчука, который был старше её вдвое. По разным данным, он был парикмахером в своём салоне на площади у вокзала или же был машинистом паровоза.
Дуся сама освоила чтение и письмо, выписывала политические газеты, что было не совсем обычно для женщин тех лет. Муж Ковальчук был монархистом и революционных взглядов супруги не разделял.
В феврале 1917 году Ковальчук вступает в РСДРП, позднее избирается в Ново-Николаевский Совдеп. В декабре 1917 году в городе устанавливается советская власть, продержавшаяся менее полугода – её свергают уже в мае 1918 года в результате восстания Чехословацкого корпуса. К власти приходит Временное правительство автономной Сибири. В это время Ковальчук была одним из руководителей подпольной группы РКП (б).
Её арестовали в 1919 году в составе группы подпольщиков. Задержана она была контрразведкой, но неизвестно, чьей именно: утверждается, что это могла быть польская или чешская контрразведка. Дважды пыталась закончить жизнь самоубийством. По одним данным, вторая попытка была удачная, по другим – она выжила, но позже была расстреляна. Место захоронения неизвестно.
Место расстрела барона фон Унгерна
Барон Роберт Николаус Максимилиан (Роман Фёдорович) фон Унгерн-Штернберг был расстрелян в Ново-Николаевске 15 сентября 1921 года. Расстрелу предшествовал суд, который прошёл в парке «Сосновка». Сейчас на его месте находятся промышленные корпуса на Фабричной.
С 1908 года фон Унгерн служил в различных казачьих войсках, главным образом, на территории нынешнего Дальневосточного федерального округа – в Забайкальском казачьем войске. Участвовал в Первой мировой войне, а позднее – и в Гражданской, на стороне «белых».
Показательный процесс над бароном организовали фактически по личному указанию Владимира Ильича Ленина, который передал его 26 августа 1921 года телефонограммой.
В номерах 199 и 200 за 1921 год газеты «Советская Сибирь» можно найти стенограмму этого процесса. Обвинителем был Емельян Ярославский, известный как главный идеолог антирелигиозной политики в СССР.
Процесс шёл 5 часов 20 минут, что для суда над человеком, решение по которому уже приняли наверху, само по себе довольно много. Обвинение содержало три пункта: вооружённая борьба против советской власти под покровительством Японии, зверские расправы над мирным населением в районе вооружённых действий, участие в массовом уничтожении населённых пунктов и граждан. Унгерн во время суда подчёркивал отрицательное отношение к большевизму и советской власти.
Дом купца Маштакова. Красный проспект, 9, Свердлова, 15
По неподтверждённым данным, казнили Унгерна в доме купца Маштакова, на пересечении Красного проспекта и улицы Свердлова (которые, к слову, ещё за год до этого были Николаевским проспектом и Воронцовской улицей). Это здание тогда занимало Ново-Николаевское ГПУ, ставшее преемником ВЧК. Сейчас в этом здании – Новосибирское государственное художественное училище.
В 1998 году президиум Новосибирского областного суда отказал барону в реабилитации.
Музей Искитимлага
Весной 2019 года под Искитимом появился музей, посвящённый пострадавшим в годы гонений и репрессий. Его создал Игорь Затолокин, священник Храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Музей располагается при этом же храме. Сейчас отец Игорь руководит проектом Новосибирской митрополии «Сохраним наследие».
Чтобы открыть музей, потребовалось 16 лет сбора информации об Искитимском лагере. Итогом стала экспозиция, которую разместили в цоколе храма. Храм расположен у карьера, где работали бывшие заключённые. Глубина его 38 метров, именно здесь с 1929 по 1956 годы вручную (!) добывали камень. Лагерная норма – 5 тонн камня на человека в день. При невыполнении лишали пайка.
В годы массовых репрессий здесь отбывали наказание 2-3 тысячи человек. Впрочем, изначально Искитимлаг не был штрафным. Таковым его сделали лишь в 1939 году и стали свозить сюда всех «политических» с области. Было их около 20%.
Фото: «Сохраним наследие»
Это единственный музей в Новосибирской области, посвящённый исключительно теме политических репрессий. Из Новосибирска сюда можно доехать электричкой южного направления до станции Ложок. Как и многие ведомственные музеи, в нём не самый удобный график работы, поэтому перед посещением рекомендуется уточнить время.
Сквер героев революции
В центре города, за филармонией находится памятник истории – сквер Героев революции (официальное название – Мемориальный сквер павших в годы Гражданской войны).
Фото: Туристско-информационный центр Новосибирска
На территории сквера две братских могилы. В одной из них – 104 жертвы Гражданской войны. Все они были убиты в декабре 1919 года при отступлении армии Колчака на восток. Часть из них нашли в пойме Каменки, часть – во дворе одной из тюрем. Опознать удалось лишь 37 человек.
В другой – жертвы Чехословацкого восстания 1918 года: Александр Петухов, Фёдор Серебренников, Фёдор Горбань, Фёдор Шмурыгин.
Перезахоронение провели в 1957 году, в сквере создали мемориал с памятниками жертв Чехословацкого восстания и других революционеров: Пётру Щетинкину, Дусе Ковальчук, Василию Романову, Дмитрию Полковникову.
Отдельно расположены могилы руководителя партизанского движения в Сибири Петра Щетинкина, убитого в 1927 году в Улан-Баторе, и участника Парижской коммуны 1871 года Адриена Лежена, умершего в 1942 году в Новосибирске (в 1971 году перезахоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже).
Клуб «Под интегралом»
В клубе «Под интегралом», здание которого сейчас занимает банк, в своё время прошёл первый и единственный концерт барда, поэта и драматурга Александра Галича. Выступление Александра Аркадьевича состоялось на фестивале в марте 1968 года. После этого его резко начали критиковать в печати.
Проспект Академика Лаврентьева, 16
Спустя четыре года он был исключён из Союза кинематографистов и Союза писателей, что в советских реалиях означало запрет на оплачиваемую творческую деятельность. В 1974 году эмигрировал во Францию под давлением властей.
ЖК «Клевер»
На месте ЖК «Клевер» (улица 1905 года, 69) в течение долгого времени находилась пересыльная тюрьма НКВД. Здесь приводили в исполнение высшую меру наказания. И здесь же хоронили приговорённых к ней.
Снос пересыльной тюрьмы. Фото: Алексей Мазур
Во время строительства обнаружили 32 захоронения. Их передали Международной правозащитной организации «Мемориал» (позднее признана в России иностранным агентом).
Иронично, что тюрьма находилась на пересечении улиц Нарымской и 1905 года. Кажется, для места массовых расстрелов в Новосибирске было сложно найти более подходящее место. В селе Нарым отбывал ссылку Яков Свердлов. И следовал он в неё через Ново-Николаевск. Именно это имеют в виду многие сторонники нынешнего наименования площади Свердлова, утверждая, что Яков Михайлович бывал в городе.
Нарым же сейчас – историческое село Парабельского района Томской области. В нём также находится музей политических репрессий – филиал Томского областного краеведческого музея.
Северный посёлок
В 30-е годы на территории современного посёлка Северный в Калининском районе появились первые жители. Они прибывали с Алтая, с Урала и из Средней полосы России. Позднее пришли и поволжские немцы.
В 1931 году здесь появился совхоз НКВД. Поселенцы приезжали на территорию до 1942 года. Последними были немцы из ликвидированной в августе 1941 АССР немцев Поволжья. Её упразднили из-за опасений диверсий и шпионажа. Раньше ликвидировать её не могли – надеялись на быстрый разгром Вермахта. Но и подтверждённых случаев диверсий и шпионажа нет до сих пор – так, во всяком случае, утверждают российские немцы.
Совхоз начинал работать на фронт. В 1957 он вошёл в состав укрупнённого совхоза Пашинский, тогда территорию посёлка включили в городскую черту. Земли бывших переселенцев отдали рабочим заводов «Экран», НЗХК, управления «Сибакадемстрой», ПО «Север» и «Промстальконструкции». Нарезали участки по 4 сотки, что было неплохо по тем временам. Жители сами давали названия улицам. И отражали в них свою работу. Так появились улицы Генераторная, Электронная, Оптическая.
В том же 1957 году на народном сходе директор НЗХК Павел Власов сказал: «Дорогие товарищи! Кто построил дома – того с новосельем! А кто ещё строится, то вы стройте дома такие, какие раньше у кулаков были. Добротные! Крепкие! Не надо строить лачуги!» Так и появилось у посёлка народное название – Кулацкий. Северным он стал много позже.