На улице Ленина висит большой баннер, на котором изображена улица в старом городе где-то в южной Европе. Лёгкая бамбуковая мебель стоит прямо на тротуаре, терраса ресторана лишь слегка обозначена стоящими по краю большими вазонами с цветами. Именно так выглядят типичные летние площадки в большинстве стран мира. Но для Новосибирска это скорее мечта. Потому висит этот баннер на солидной деревянной конструкции, которую даже на зиму не разбирают.
Баннер на ресторане Морриконе на Ленина. Фото: Стас Соколов
Подобных конструкций в городе немало. Кто-то ограничивается крышей и бортиками. Где-то «летник» превращается практически во всесезонное сооружение со стёклами и нагревателями. Они занимают значительную часть тротуара, загромождают само уличное пространство. И, похоже, что никак эта сфера в городе не регулируется. Рестораторы что-то мастерят, чиновники их иногда пытаются одёргивать. Но никаких чётких, признанных и предпринимательским сообществом, и общественностью правил функционирования этих самых летних веранд как будто не существует.
Дворик за Красным проспектом, 22. Фото: Стас Соколов
Нельзя сказать, конечно, что с этими летними пространствами в городе как-то плохо. В последние несколько лет в Новосибирске, например, активно развивается формат барных и ресторанных двориков. На задний двор домов Сурикова и Молчанова (Красный проспект, 22) сейчас в погожий вечер столы выносят даже заведения, арендующие помещения на втором этаже. Всё пространство, которое когда-то было местом не особо комфортной парковки и свалки мусора, превращается в весёлый человеческий муравейник. Где льётся вино и пиво, официанты не успевают разносить блюда, звучит музыка. И никому весь этот «движняк» не мешает.
Ещё более шумно и оживлённо во дворе за гостиницей Центральная. Здесь к общей суете добавляются звуки ревущих мотоциклов и танцевальные ритмы. Постояльцам, наверное, не очень комфортно, но никто же их не заставлял здесь останавливаться.
Дворик The Chops. Фото: Friends Orchestra
Для тех, кто предпочитает отдых поспокойней, есть дворики поменьше, организованные отдельными заведениями — как у бара The Chops, ресторана Веранда by Денис Иванов. Они укромны, не бросаются в глаза подчас даже если поехать мимо.
Летняя площадка «Бирман на Речке». Фото: Стас Соколов
С некоторых пор рестораторы занялись и освоением крыш. Не у всех, конечно, есть такие возможности, как были у Дениса Иванова и его «Бирмана на Речке», который летом открывает на верхнем уровне по сути дополнительное заведение. Несмотря на впечатляющие размеры, даже в будни тут бывает непросто найти свободный стол.
Целый бар на крыше ухитрилась обустроить группа Friends Orchestra, воспользовавшись тем, что когда-то в советские ещё времена к историческому зданию-памятнику архитектуры пристроили со двора что-то вроде расширения. Оно уже не попадало под защиту, что позволило разобрать там крышу и соорудить компактный и совершенно неожиданный бар с видом на соседние дворы и крыши.
Ну и самый яркий проект в этом жанре затеяли ещё в прошлом году владельцы Центрального рынка, открыв летнюю площадку у себя на крыше. В прошлом году она была сравнительно невелика, но в этом площадь увеличилась в разы, а к столам добавилась небольшая сцена. Теперь здесь можно проводить многолюдные мероприятия. Хотя ещё два года назад здесь бывали разве что технические сотрудники рынка.
Летняя веранда Гастрокорта на Центральном рынке
В общем, альтернативные, не мешающие горожанам формы развиваются. Но вот с уличными верандами нужно что-то делать, поскольку, в отличие от каких-то замкнутых двориков и крыш, здесь сходятся интересы сразу разных групп горожан.
Было бы крайне полезно чётко определить правила создания этих самых площадок там, где они размещаются на муниципальной земле. Если обстоятельства позволяют и заведение готово платить за аренду дополнительного земельного участка, то пусть ресторан мастерит хоть лёгкую пристройку из дерева, хоть капитальное сооружение их железобетона.
Летняя веранда в Париже. Фото: Стас Соколов
В остальных случаях хотелось бы обойтись лёгкой мебелью и тентами. Максимум — позволить выстроить какую-то компактную зону не шире двух метров, которая бы разбиралась на зиму. Подобного рода лёгкие «летники» не будут загромождать и уродовать улицы, их вместимость можно регулировать, просто вынося дополнительные столы и стулья. И пусть даже они займут пол улицы, это будет пол улицы людей, а не тёмный сарай. Который, к тому же, останется стоять здесь вне зависимости, есть ли внутри клиенты или нет.
У рестораторов, кстати, есть изящный (хотя и не бесплатный) выход из положения, если их заведение находится на оживлённой улице, где трудно найти место для летника. Достаточно просто поставить окна, которые бы складывались или поднимались таким образом, чтобы свободным оказывался весь пролёт. Технология дорогая, но эффектная. Она применяется пока только в «Чашке кофе» на Ленина и в «Академии кофе» на площади Калинина. Конечно, в зданиях, имеющих статус памятников архитектуры, получить разрешение на подобные новации может быть непросто. Однако «исчезающее» окно могло бы превратить в «летник» весь зал заведения, даже если оно находится где-нибудь на втором этаже. И даже столы никуда таскать не придётся.
Хотите поддержать SibNOVO? Подписывайтесь на нас в телеграм