Слабая ливнёвка
Самое распространённое объяснение регулярным потопам – «не справляется ливнёвка». И действительно, для отвода дождевых и талых вод предполагается ливневая канализация. Однако в Новосибирске её категорически не хватает. Только 10% новосибирских дорог оборудованы ливневой канализацией. Проблема характерна не только для Новосибирска, но и для других регионов.
Поскольку ливневая канализация, в отличие от бытовой, не входила в набор услуг ЖКХ, соответственно, на неё не было тарифов и платежей. Предполагалось финансирование из городского бюджета, в котором вечно не хватало денег. Правительство РФ задумалось над тем, чтоб ввести отдельный тариф. И тут, как ни странно, Новосибирск оказался передовиком – тариф на водоотведение у нас действует с 2019 года. Оператором по обслуживанию ливневой канализации стал МУП «МетроМИР», а главным «двигателем» процесса выступал его руководитель Александр Мысик (благодаря ему тариф и появился). Правда, тариф распространяется только на юридические лица. Население решили поберечь (пока). И собственно с этого момента ливнёвкой в Новосибирске занялись хоть сколько-то системно (поскольку её подведение позволяет затем собирать деньги).
Здесь можно посмотреть карту покрытия Новосибирска системами ливневой канализации.
Недостаточность ливневой канализации в Новосибирске усугублялась её забитостью. Тут, как ни странно, муниципалитет долгое время выступал врагом сам себе. Зимой дороги Новосибирска посыпались песком с высоким содержанием ила и мелких частиц, из-за чего весной в городе бывали пылевые бури. Но в воздух поднималась только часть мелкого песка. Другая часть утекала в ливневую канализацию, где и накапливалась. Забитость коллекторов на 90% для Новосибирска – не редкость. Коллектор на площади Труда оказался забит спустя два года, после того, как его проверял мэр. К счастью, в последние годы мэрия отошла от той практики, теперь дороги посыпаются отсевом горных пород (его не мешало бы обогащать, но даже так в нём меньше мелких частиц) и обрабатывают Бионордом, который растворяется водой.
Воде некуда уходить
Как ни странно, ливнёвка – не главная причина. Выйдете в лесной бор – там после сильного дождя нет потопа. Вода впитывается в почву. Причина затопления города в том, что в нём мало почвы, в которую могла бы уходить дождевая вода. Асфальт для воды непроницаем. Поэтому требуется ливневая канализация.
Но вместо строительства новой ливневой канализации можно создавать условия для того, чтобы вода впитывалась в почву – проницаемые покрытия дорог и тротуаров, оборудование «островков почвы». Это и обходится дешевле и, при правильной реализации, украшает город.
Во многих городах в развитых странах реализуется концепция «дождевых садов», «дождевых трясин», технология «города-губки». Общий принцип прост. Газон (или газон с деревьями) делается не выше уровня дороги и тротуара (как это часто бывает в Новосибирске), а ниже. Воде с проезжей части (и тем более – с тротуара) дают свободный сток на этот газон. Если газон находится между дорогой и тротуаром, делают разрыв в бордюре. А если газон за тротуаром, проводят трубу под тротуаром.
А уже посреди газона – приёмник ливневой канализации, приподнятый выше уровня газона на несколько сантиметров. Если дождь не слишком интенсивный – вода уходит в почву, не попадая в ливневую канализацию. Если интенсивный – часть воды уходит в почву, часть утекает в ливнёвку. Но в любом случае нагрузка на ливнёвки снижается.
При правильной организации вода не скапливается на дорогах
Понижение уровня газонов в случае Новосибирска было бы полезно ещё по двум причинам. Во-первых, с них перестанет вытекать грунт на тротуары и дороги (а он потом превращается в грязь и пыль). Во-вторых, на таких газонах сложнее парковаться.
Небольшой промежуток в бордюре поможет воде уходить. Фото: Мария Тиника
Кроме ливневых садов и трясин в некоторых городах применяют локальные ливневые канализации (попросту – дренажные колодцы или дренажные трубы, куда стекает дождевая вода). Однако подобные локальные системы неизбежно заиливаются и без организации должного ухода (что вполне ожидаемо в наших реалиях) перестают функционировать.
Также имеет смысл часть городских поверхностей делать водопроницаемыми. Например, автопарковки не закатывать в асфальт, а покрывать бетонными решётками. При укладке тротуарной плитки оставлять шире зазоры между плитками, чтобы вода лучше уходила.Экопарковка в Южно-Сахалинске сухая сразу после дождя – проектировщики поработали над управлением потоками воды
Можно обратиться к успешному опыту многих городов России и мира. Например, в Южно-Сахалинске создали транспортно-пересадочный узел с почти нулевой нагрузкой на систему городской канализации. Его обустроили:
- проницаемым покрытием парковки,
- зелёной кровлей навеса, под которым пассажиры ожидают транспорт,
- биодренажной клумбой, принимающей излишки воды с навеса,
- дождевыми садами с деревьями и многолетними кустарниками,
- детекторами уровня воды в дренажных колодцах и накопительной ёмкостью с автоматическими насосами,
- датчиками дождя,
- интеллектуальной системой автополива за счёт собранной воды.
Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм