Вот проект «Карта ДТП», где указаны дорожные аварии с пострадавшими за прошедшие 10 месяцев 2023 года. Обычные «рядовые» ДТП без пострадавших в статистику не входят. Но нас, в первую очередь, интересует безопасность людей.
Сразу, при взгляде на карту, можно сделать вывод из раздела «капитан очевидность»: практически все аварии, в которых травмируются и погибают люди, происходят на крупных автомагистралях. Такие аварии на небольших улочках или во дворах – редкость.
Вот карта, на которой отмечены ДТП со смертельным исходом за 8 лет – с 2015 по 2023 (статистика может быть неполной). Больше всего аварий можно заметить на Красном проспекте, Большевистской, проспекте Маркса, улице Титова, Станиславского, Петухова, на Гусинобродском шоссе.
Смертельные ДТП в большей степени тяготеют к большим автомагистралям с несколькими полосами движения.
Объяснение этому простое – на крупных магистралях автомобили разгоняются до 80 километров в час и более, что лишает шансов остаться невредимым пешехода, попавшего под такой автомобиль. Более половины погибших в ДТП в Новосибирске, кстати – пешеходы.
И у водителей, и у пассажиров столкнувшихся автомобилей риски получить серьёзные травмы растут вместе со скоростью (причём, как квадрат скорости). Поэтому именно высокая скорость – причина большинства аварий.
Это подтверждается и другой статистикой – по Новосибирской области в целом гибнет в ДТП в 4 раза больше людей, чем в городе Новосибирске. Хотя в Новосибирске проживает более половины населения области, да и пользование автомобилем в Новосибирске выше, чем в сельской местности. Объяснение тоже на поверхности: люди бьются на междугородних трассах, по которым ездят со скоростью около ста и более километров в час.
Можно ли избавиться от смертей в ДТП?
Долгое время считалось, что смерти в ДТП – неизбежная плата за прогресс. Хотим ездить на автомобилях, значит кто-то будет гибнуть под их колёсами. Соответственно, и задачи ставились сократить, уменьшить, исправить особо аварийные участки.
Однако в 1997 году парламент Швеции принял программу Vision Zero (переводится как «ноль смертей» или «нулевой травматизм», хотя дословный перевод «ненаблюдаемый»). Иногда её называют «программа нулевой терпимости к травматизму». Программа ставит задачу полностью избавиться от смертей и травматизма на дорогах. Цель, хоть и выглядит утопической, но диктует вполне конкретные меры, применение которых позволило сократить смертность на дорогах Швеции с 7 человек на 100 тысяч в 1997 году до 2,5 - 3 в 2010-х. В России смертность на дорогах тоже снижается. В 2022 году она впервые опустилась чуть ниже цифры в 10 смертей на 100 тысяч человек. Но это пока больше, чем тот уровень, с которого Швеция начинала.
Принципы «нулевой смертности»
Контроль и разделение. Для каждого типа дорог устанавливается свой скоростной режим. И, как правило, он сильно ниже, чем принятый в России.
Например, по дорогам, которыми пользуются и пешеходы, и автомобили, ездить можно только со скоростью 10 км в час (российский аналог «дворовая территория» – 20 км в час плюс «нештрафуемые» 20 км в час возможного превышения). На улицах с нерегулируемыми пешеходными переходами в Швеции установлена скорость – 40 км в час. На улицах с перпендикулярными перекрёстками – 50 км в час. Круговые перёкрестки считаются более предпочтительными, чем перпендикулярные (никому не придёт в голову «проскочить» круговой перекрёсток на полной скорости).
В Новосибирске на многих перекрёстках ввели отдельную фазу для пешеходов одновременно во всех направлениях. Это правильно и укладывается в концепцию разделения потоков. Но техническое решение местами оказалось не вполне удобным – об этом писал в колонке Вячеслав Удинцев.
Фото: komovaphoto
Ограничение скорости достигается не только и не столько запретами (знаками), сколько естественными препятствиями – лежачими полицейскими или искусственными сужениями или изгибами дороги. SibNOVO писало об опыте использования искусственных препятствий в посёлке «Пригородный простор» рядом с Новосибирском.
В Новосибирске пока действует другая тенденция – ограничивать стараются пешеходов (пресловутое «озабаривание»), а новосибирские дороги, наоборот, стараются делать ровнее, увеличивая тем самым скорость движения по ним.
Новосибирская специфика
Львиная доля бюджетных расходов Новосибирска и Новосибирской области, направляемых на решение транспортных проблем, тратится на автомобильный транспорт (точнее, на дороги, по которым он едёт). На общественный транспорт тратится существенно меньше, а на пешеходный (ходьба пешком – это тоже транспорт, и очень важный) и велосипедный – почти ничего.
Фото: Роман Негонов
Мало кто задумывается, но из большинства районов средней удалённости (на правом берегу, конечно) дойти пешком до центра занимает всего на 10 минут дольше, чем на общественном транспорте. А на велосипеде – быстрее.
Проблема в том, что не всякий сможет дойти (доехать на велосипеде). Особенно, зимой.
Депутат горсовета Наталья Пинус публиковала статистику травматизма на гололёде за зиму 2019-2020 года.
«В период с 1 декабря 2019 года по 27 февраля 2020 года в травматологические пункты Новосибирска с травмами, полученными в результате падения на улицах, обратились 7415 человек. Кроме того, в указанный период в ГБУЗ “Станция скорой медицинской помощи” поступило 1019 вызовов граждан, получивших травмы в результате падения на улицах»
То есть за зиму получили травмы на гололёде 8,5 тысяч новосибирцев. Для сравнения – за 2020 год в ДТП пострадало чуть менее 1,5 тысяч жителей города.
Количество погибших от падения на гололёде не называется. Однако для пожилого человека перелом шейки бедра, например, может означать окончание социально-активной жизни.
То есть гололёд для Новосибирска является большей проблемой, чем ДТП. С другой стороны, он увеличивает автомобилепользование, а значит, и количество ДТП.
Поэтому, если мы хотим снизить травматизм и гибель людей в ДТП, то есть рекомендации (они далеко не исчерпывают возможный перечень мер).
Первая: надо снизить скорость движения автомобилей по городским дорогам (особенно тем, где есть пешеходные переходы). И лучше, чтобы ограничения носили физический характер.
Вторая: сделать удобные тротуары и пешеходные маршруты, бороться с гололедицей, проложить велодорожки.
Третья: изменить подход к выявлению виновников аварии. Виноваты далеко не только участники дорожного движения, но и проектировщики, которые не продумали безопасность на участке дороги.