Центр Новосибирска задыхается от горожан, которые воспринимают эти несколько улиц как едва ли не единственное место, где они хотели бы проводить время. Эта центростремительность порождает целый клубок проблем, решить которые невозможно без устранения главной причины – отсутствия в городе других точек притяжения. Ситуация, впрочем, уже сдвинулась с мёртвой точки, но дело пойдёт ещё быстрее, если горожане осознают необходимость таких изменений.
Если приехать в какой-то европейский мегаполис и спросить местных жителей, где тут у вас центр города, то жители вряд ли вам смогут дать на него однозначный ответ. В Париже есть, конечно, Елисейские поля с их люксовыми бутиками и одноимённым дворцом. Но никому в голову не придёт считать чем-то удалённым Бульвар Сен Жермен, Латинский квартал или даже Монмартр (бывший ещё лет сто назад действительно деревней на окраине). У этого города (и других ему подобных) просто есть несколько точек притяжения в разных районах. И у каждой есть своя репутация и своя атмосфера.
В Москве мы, вроде, все знаем, что центр на Красной площади, но много ли москвичей бывает там хотя бы пару раз в год, если у них нет там каких-то понятных дел? Зато даже поверхностно знакомому со столицей человеку понятно, зачем ехать на Патрики, и что делать в Китай-городе. Питеру с его Невским проспектом, на который нанизана значительная часть городской инфраструктуры, конечно, сложнее, но и он уже давно обзавёлся своими альтернативными центрами. И обитателю Петроградки или Васильевского острова совсем не обязательно пересекать Неву, напротив, там появились и улицы с барами, и креативные пространства, и интересные парки.
Этот набор локальных центров в крупных городах, развивавшихся постепенно на протяжении столетий, сложился естественным образом. Как правило, растущий мегаполис просто поглощал построенные по соседству городки и деревни с уже сложившейся обособленной инфраструктурой. Новосибирск, на самом деле, формировался примерно по такому же принципу. Он собран из разрозненных кусков, построенных вокруг промышленных предприятий и нанизанный на Транссиб. Просто развитие его шло слишком быстро. Да и сам стиль жизни советского человека сильно отличался от нынешнего. Работник завода в районе Затулинки действительно мог не ездить в центр неделями. Универсам, магазин одежды, кинотеатр, летний парк аттракционов – всё имелось на месте (большего город, в принципе и не мог предложить).
Фото: Владислав Колпаков
Но современная структура экономики и занятости давно поломали эту (и без того не очень прочную) систему. Люди, которые начали ездить на работу через весь город, и за развлечениями поехали туда, где их было больше всего – в центр. В результате мы имеем регулярно возникающий коллапс на дорогах и непомерные ставки аренды, которые заставляют арендаторов повышать цены.
Единственный способ как-то справиться с этим клубком проблем – это возвращение (хотя бы частичное) к разделению большого административного города на «города» поменьше. Со своими особенностями, стилем жизни и атмосферой. Лучше уж время от времени ездить друг к другу в гости, чем забивать наглухо улицы каждый день.
Новосибирск тоже начал движение в этом направлении, но происходит это пока скорее от объективной (то есть подкреплённой деньгами) необходимости, которую ощущает бизнес, а не в результате осознанной градостроительной политики. Между тем сама география города подразумевает существование в нём как минимум шести-семи заметных точек притяжения для предпринимательской и социальной активности.
Если не в центр, то куда?
Основная альтернатива площади Ленина сегодня зреет на Левом берегу. Долгое время освоение этой территории велось методом «кто успел, тот и съел». До сих пор Маркса производит безрадостное впечатление огромного пункта пересадки. Здесь уже есть куда приехать (или заехать по дороге), но предложение провести тут время у обителей других районов вызовет, наверное, недоумение.
В Ленинском и Кировском районах живёт больше полумиллиона человек (и это без учёта Краснообска, Оби и прочих пригородов). И совершенно естественно было бы, если бы люди эти ездили гулять и развлекаться не через реку, а куда-нибудь поближе.
К сожалению, возможности полностью реализовать потенциал, заложенный проектировщиками площади (которые предлагали здесь обустроить зелёные зоны с фонтанами), в значительной степени утрачены бесконтрольной застройкой. Но Маркса может быть привлекательной и в нынешнем виде деловых кварталов. Появление жизни в здании гостиницы «Турист» (чем бы ни стало это сооружение в итоге), завершение строительства квартала «Аэрон», замена старого зелёного павильона на ТЦ GRANI – всё это должно сдвинуть восприятие площади Маркса в сторону какого-то более цивилизованного пространства.
ТЦ «Грани» занял третье место на архитектурном конкурсе «Золотая капитель-2023»
Вокруг выхода из метро напротив «Туриста» уже появился небольшой, но современный, сделанный с большим вкусом парк, который в будущем году должен стать ещё больше, впитав всю окрестную территорию, ещё недавно бывшую стройплощадкой.
«Башня» во дворах на Маркса притягивает всё больше жителей – там создаётся культурный центр
Образ площади Маркса скоро изменит квартал «Аэрон»
Застройщик «Аэрона» планирует разбить небольшой парк там, где сейчас стоят павильоны со всякой всячиной. А главное, местом общественного пользования должно стать пространство между возводимыми зданиями.
Фото: «Аэрон»
Не так давно часть киосков убрали от своего здания владельцы ГУМа. Да, они соорудили на этом месте ещё одну пристройку. Но это всё равно лучше, чем то, что здесь происходило годами. И если привести в порядок весь участок, окружающий ГУМ, это место сможет преобразиться. Было бы желание.
Ну и свой вклад в дело преображения площади должен внести и ТЦ «Калейдоскоп», владельцы которого пытаются превратить его сейчас из места скопления магазинов сантехники и товаров для дома в пространство, куда люди пошли бы за досугом и более частыми покупками.
Центр притяжения на Заельцовской
Ещё один транспортный узел, прибывающий пока в плачевном состоянии, – это площадь Калинина. Благоустройство тут ограничилось пока территорией внутри автомобильного кольца, где люди не ходят. Хотя в принципе, если бы взяться за него по-хорошему, то и здесь можно было сделать место для прогулок. Достаточно отремонтировать в едином стиле тротуар, добавить озеленения, поставить лавочки и предусмотреть места для летних веранд. И в идеале: сместить набор арендаторов вокруг с «быстрых покупок по дороге» в сторону «приятного времяпрепровождения». Тем более, что задел для этого здесь уже есть.
Сейчас это место не всегда привлекательное
В более отдалённой перспективе отсюда через маленький сквер Лучистый можно будет попасть в Ельцовский парк, когда он вырастет настолько, что достигнет Красного проспекта. Зона притяжения не обязательно должна иметь правильные геометрические формы.
Евроберег
Набережная Европейского берега. Фото: «Брусника»
Европейский берег расположен формально не так уж далеко от центра города, но этот растущий жилмассив сегодня становится всё более и более автономен. Здесь есть детский сад, школа, свой торговый центр (да ещё и гипермаркет «Лента» под боком), красивая набережная и возможность гулять по всему жилмассиву относительно безопасно. Всё это позволяет в принципе уже сейчас в некоторой части закрыть потребности местных жителей в покупках и развлечениях. И регулярные пробки на Большевистской только снижают мотивацию куда-то без крайней нужды выезжать.
Когда-то появление здесь первой кофейни было событием. Но сегодня кофеен здесь уже с десяток. Заработали и неплохие бары местного значения и даже парочка неплохих ресторанчиков. С появлением новых домов (и новых жителей) район будет притягивать бизнес ещё сильнее. Благо, помещений, где можно открыть заведение, тут хватает. Если бы застройщик смог куда-то убрать хотя бы часть автомобилей, которые занимают сейчас всё свободное пространство, то зона эта выглядела бы практически идеальной.
Что делать с отдалёнными районами?
Свои центры притяжения жизненно необходимы и жилмассивам, расположенным на значительном удалении от «благ цивилизации» (Родники, Южно-Чемской, Чистая слобода и т.д.). Процесс, конечно, идёт и там, но пока ограничивается удовлетворением каких-то повседневных потребностей. Совершенно очевидно, что их обитатели находятся фактически в положении жителей городов-спутников. Бизнесу здесь не очень интересно открывать что-то, поскольку жители вынуждены проводить большую часть времени за пределами жилмассива. А жителям приходится мотаться туда-сюда не только на работу, но и для того, чтобы погулять, посидеть в хорошем кафе, сходить в кино.
Плющихинский жилмассив, куда не доезжает даже доставка еды
Как создавать и развивать городские точки притяжения?
Чтобы это стало возможным, нужны осмысленные усилия и городской власти, и бизнеса, и горожан в целом. К этим удалённым «спальным» районам нужно относиться, как к неким самостоятельным структурным единицам, которые должны быть обеспечены и рабочими местам, и хотя бы минимальным набором инфраструктуры. Да и сами жители города должны постепенно приходить к пониманию того, что если они уж поселились в каком-то районе, то им стоит проводить там время по максимуму.
Фото: Дина Колпакова
В этом смысле показателен пример Академгродка. Разумеется, история его создания, удалённость и первоначальный состав жителей много сделали для формирования особенного сообщества. Но эта изначальная структура давно разрушена. Научные институты больше не являются основным работодателем, да и поводов бывать в городе у «городковцев» сейчас даже прибавилось. Но всё равно выстроенный как отдельный город этот район становится всё более и более самодостаточным, создавая здесь возможность вообще никуда не выезжать неделями.