Острова
Мы уже писали о том, что Новосибирску не повезло с выходами к воде. В результате город, стоящий на одной из самых полноводных рек страны, практически не использует это своё выигрышное положение. Даже набережные-то более или менее обжитые начали появляться здесь лишь недавно.
Но, кроме берегов, у рек есть кое-что поинтересней – острова. Париж, например, в нынешнем его виде возник именно с поселения на острове посредине реки. Он даже называется сейчас Ситэ, что значит «город». Имей Новосибирск столь же долгую историю, его жители бы обязательно освоили целую систему островов, расположенных в районе впадения Ини в Обь (Кустовой, Высокий, Отдыха, Кораблик). Но так уж сложилось, что всё развитие города шло «на суше», и до сих пор эта территория остаётся каким-то «Диким Западом».
Вид на систему островов с Бугринского моста. Фото: Стас Соколов
Формально остров Высокий, например, отдан под застройку ещё больше десяти лет назад. С тех пор, однако, здесь не появилось ничего, кроме домиков для барбекю и дамбы, которая перекрыла доступ воды в протоку, отделяющую остров от берега. За это же время в городе успел вырасти целый микрорайон «Европейский берег». Ещё дальше, на острове Кустовой, уже давно появились симпатичные внешне, но стоящие в окружении зарослей «лодочные домики». Но в остальном – территория, которая сулила бы городу колоссальные возможности, до сих пор выглядит неухоженной, лишённой какого бы то ни было понятного плана развития.
Остров Высокий. Фото: Стас Соколов
Между тем эта система островов создаёт уникальные возможности для создания здесь и большой рекреационной зоны, и разумной, контролируемой малоэтажной застройки – как жилой, так и коммерческой. Особенно актуально это стало после появления Бугринского моста, который прошёл через эту территорию насквозь, оставив возможности привязать любую его часть к дорожной сети города.
Здесь могут появиться обустроенные набережные, причалы для катеров, мосты, которые свяжут острова пешеходными и велосипедными дорожками. По спокойным протокам смогут гулять люди на сапах, в а небольших отелях встречать утро на реке не только гости города, но и его жители. Летом сюда могли бы ходить речные трамваи и катера-маршрутки с Речного вокзала. Разумеется, всё это потребовало бы беспрецедентных (для Новосибирска) усилий по сведению интересов города и частных инвесторов.
Набережная «Европейского берега» с обмелевшей протокой. Фото: Стас Соколов
Новосибирску, кстати, есть у кого поучиться. В Красноярске расположенный тоже недалеко от центра города остров Татышев сейчас объявлен физкультурно-оздоровительным парком. Что не помешало, к слову, появлению здесь и кафе с интересной архитектурой, и нескольких кофеен. Ещё дальше пошли (потому что раньше начали) в Иркутске: там парки и спортивные сооружения уже довольно давно существуют на островах Юность и Конный. Они связаны с берегом как автомобильным, так и пешеходными мостами, которые сделали их частью городской среды, а не какой-то удалённой территорией.
Кафе и сцена в парке остров Татышев в Красноярске. Фото: Стас Соколов
Затон
Это ещё одна водная зона, которая до сих пор находится в полудиком состоянии, но давно обжитая, пусть и несколько специфическим образом. Когда-то здесь был остров, в протоку между ним и берегом заходили на ремонт суда. Потом часть этой протоки зарыли, превратив её в глубокий залив. Со временем здесь прекратили и судоремонтные работы, территорию осталась в несколько странном состоянии.
Затон. Фото: Стас Соколов
Затон. Фото: Стас Соколов
Значительная часть (та, что расположена ближе к Димитровскому мосту) представляет собой частный сектор, упирающийся с одной стороны в Обь, с другой – в Аквапарк. Это удивительное для современного Новосибирска место, совершенно не тронутое ещё новой жилой застройкой. С какой-то сельской и одновременно очень «речной» атмосферой. Можно выкатить по земле катер, спустить его на воду и уйти дальше уже по воде. Часть линии берега уже давно плотно оккупировали владельцы плавсредств, создали здесь свой, очень своеобразный мир.
На другой стороне расположен посёлок, где когда-то жили работники судоремонтного завода. Сейчас это просто удалённый и немного заброшенный район города, жители которого, однако, имеют привилегию в виде необустроенных, но и не особенно переполненных пляжей в шаговой доступности.
Пляж в Затоне. Фото: Стас Соколов
Здесь правда уже вовсю развернулось строительство – ввысь поднялись 17-этажные высотки жилого комплекса «Аквамарин». Но застройщик, по крайней мере, взялся за благоустройство набережной (хотя бы вокруг своего ЖК).
В перспективе в Затоне можно было бы организовать настоящую марину – систему причалов с домами, которые можно арендовать или купить. Причалив к своему «парковочному месту», владелец катера мог бы или остановится на ночлег, или отправится дальше по суше. Конечно, Обь – не Средиземное море, но это тоже огромный мир, по которому можно путешествовать, отдыхать на воде и просто перемещаться из одной точки в другую.
Корабли в Затоне. Фото: Стас Соколов
Существующая здесь малоэтажная застройка, к слову, не препятствие, а напротив – преимущество. Просто этому посёлку нужно придать немного городского лоска. Проложить хорошие дороги, поставить освещение. Оборудовать берег, оставив место для отдыха. В идеале Затону не хватает моста (как раз где-нибудь в районе «Аквамарина»), который связал бы оба берега напрямую.
Развитие этой зоны подстегнуло бы и речные пассажирские перевозки. При наличии достаточного количества жителей и отдыхающих летом эту зону можно было бы связать по воде с Заельцовским парком, Михайловской набережной, парком «Арена» и дальше – вверх по течению вплоть до района Обь ГЭС. В условиях регулярных пробок на Большевистской часть горожан, возможно, предпочла бы менее быстрый, но более надёжный водный транспорт. Конечно, вряд ли он будет когда-то ходить с частотой венецианских вапоретто, но превратить Обь в ещё одну значимую транспортную артерию городу вполне по силам. Но для этого нужно вдохнуть жизнь в прибрежные зоны города.
Канал в Венеции. Фото: Стас Соколов