Городские общественные пространства – это фактор комфортной среды. Яркий пример общественного пространства в городе – это пешеходные улицы. Такие улицы могут быть как исторически сложившимися, так и созданными недавно. Из них можно сделать новое достопримечательное место: красивая улица с приведёнными в порядок зданиями, на которой регулярно происходят интересные события, со временем станет достопримечательностью. И один из главных кандидатов на создание пешеходной улицы в Новосибирске – улица Ленина, которую уже трижды перекрывали на длительный срок для празднования Нового года и Дня города.
У нас идут постоянные споры о том, делать ли улицу Ленина в центре Новосибирска пешеходной. Может ли эта улица быть эффективным общественным пространством? И как устроен центр города с точки зрения экономики?
Давайте начнём совсем издалека. Общественное пространство можно рассматривать в очень-очень широком спектре. В любом городе есть парк, он тоже общественное пространство. Это история, развитием которой занимается государство. Государство инвестирует в то, чтобы в этом парке ничего не строилось, чтобы там было зелено, чтобы там гуляли люди. Однако, как мы понимаем, парк не всегда безопасная история. И, соответственно, государство должно частично отдавать парк в управление частному бизнесу, который будет извлекать доход, не создавая там каких-то постоянных построек, и одновременно с этим обеспечивать безопасность.
Мне кажется, что в создании общественных пространств государство в лице муниципалитета должно играть роль локомотива, как это устроено, например, в Великобритании. Там любые инициативы исходят от муниципалитетов. Они говорят: «Смотрите, у нас есть комплекс зданий, и раньше здесь по воде доставляли древесину, сейчас же этим никто не занимается. Девелоперы, придите, постройте здесь что-нибудь классное и прекрасное, но нам нужно, чтобы здесь появилась гостиница и парк! Иначе мы вам ничего не отдадим». Это сопряжено с тем, что в Великобритании вся земля принадлежит королеве, там нет частной собственности на землю. Королева может отдать землю в длительную аренду, но при соблюдении определённых условий.
Смотрим дальше. Мы видим высокий уровень стремления человека к проживанию в больших городах. Особенно это касается молодых людей. Города-миллионники – это так называемый хаб по росту, увеличению, усилению рабочей силы. И эта рабочая сила в виде просто человека, сначала решает свои базовые потребности. Например, кто-то переехал с семьёй в Новосибирск, купил квартиру, закрыл свою базовую потребность. Дальше у него появляется желание закрывать другие потребности – в качественном досуге, в том, чтобы он мог со своими друзьями как-то интересно провести время или сходить в кинотеатр, чтобы ребёнку было удобно. И вот здесь включаются функции общественных пространств.
Именно горожане – основной производитель городской экономики. Если муниципалитеты не будут воспринимать людей как свой самый важный актив, то города окажутся в тупике.
Сейчас человеку нужно немножко больше, чем это было раньше. Раньше общественными пространствами в любом городе служили площади. В городе всегда есть центральная площадь, где расположены почтамт, администрация. И на этой площади собирались люди на демонстрации. Когда нет демонстрации, они приходили просто погулять в выходные. И это очень ограниченное пространство – оно приедается. В крупном городе у человека должен быть выбор, куда сходить. И эти пространства должны быть наполнены разными смыслами.
Например, в Астрахани есть улица Фиолетова. Она тусовочная, барная. Там расположены только бары, и нет жилья. Все квартиры, которые там располагаются, – нежилой фонд – либо гостиницы, либо апартаменты. В выходные (и не только) там реализовано общественное пространство. Но оно служит одной цели: люди приходят туда весело провести время с друзьями, погулять по красивой вымощенной улице. На ней ограничено передвижение транспорта. Если в Астрахани, например, таких улиц будет две или три, каждая с разной смысловой нагрузкой, жителям будет от этого ещё лучше.
Одно из самых популярных заведений Астрахани на барной улице
Чем хороша улица Ленина в Новосибирске? В целом, она большая. Начало, середину и конец этой улицы можно наполнить разными смыслами. И разные слои населения пойдут туда и получат то, что им нужно. Кто-то получит культурную программу, кто-то – развлечение в виде посиделок с друзьями, и многие другие сценарии. Как только улица Ленина будет постоянно наполнена людьми, земля вокруг неё очень сильно подорожает. Потому что бизнес увидит, что там большая проходимость, высокий трафик, который не просто проходит мимо, но проводит время на этой улице. И это вызовет рост аренды в прилегающих зданиях – не только с торговыми функциями, но и с офисными. Для города высокие ставки аренды – это налоги, пополнение городской казны.
Улица Ленина. Фото: SibNOVO
Увеличится количество предприятий в сфере торговли и услуг. Гостиничная функция в таких местах очень хорошо себя чувствует. Посетители получат более высокий уровень сервиса за счёт того, что не любой бизнес потянет высокую ставку. Возрастёт уровень качества заведений. Город получит принципиально новое пространство, вплетённое в городскую среду, которое отвечает потребностям безопасности, экономической эффективности, развитости инфраструктуры.
Слайд из презентации компании IPG
Бизнес получит бонус, вырастет его цена и так далее. Но получается так, что муниципалитет вкладывает в улицу, а выигрывает расположенный рядом частный бизнес. Можно ли привлечь бизнесменов к этим вложениям, к обустройству общественного пространства?
Да, муниципалитет не должен вкладывать деньги. Муниципалитет должен вкладывать инициативу. Он должен предложить вариант, при котором инвесторам станет понятно и прозрачно, что их инвестиции окупятся. Нужен план.
Мы живём в мире, который регулируются законами. Законы бывают на федеральном, региональном уровне. И муниципалитет или власти Новосибирска могут выпустить какой-то акт, который будет регулировать развитие улицы Ленина. Суперденег тут привлекать не надо. Нужно просто ограничить возможные варианты использования, чтобы в результате создать то пространство, которое там видится. Это нужно, чтобы на каждом углу не появились гостиницы, или чтобы улица не превратилась чисто в ресторанную зону. Здесь нужна инициатива в части законодательства, которая будет регулировать дальнейшее развитие этой улицы.
Можно собрать собственников помещений, которые располагаются на улице Ленина, сказать: «Давайте подумаем, как нам ваше помещение сделать более дорогими, привлечь сюда более качественные рестораны, магазины, услуги». И этим привлечь их на свою сторону, потому что они-то прекрасно понимают: чем больше поток, тем больше они могут получить арендную плату.
То же самое и для арендатора. Если вы владелец ресторана, вы прекрасно понимаете, когда эта улица будет более дорогой, оборачиваемость одного столика вырастет в полтора-два раза. Отбоя от посетителей не будет. Арендатор заработает больше и будет готов платить повышенную арендную ставку. Значит инвесторы потенциально заинтересованы в развитии улицы с высоким пешеходным трафиком.
Улица Ленина. Фото: SibNOVO
Главный спор о реконструкции начинается по вопросу пешеходности или автомобильности: оставлять ли движение машин, убирать парковочные места или не убирать. И часто мы слышим аргумент, что если убрать парковки, то бизнес умрёт, потому что не будут подъезжать покупатели на машинах, покупать там станет неудобно, и бизнес зачахнет. Что вы можете ответить на это?
Во-первых, можно посмотреть опыт других городов. В Петербурге есть Большой проспект Петроградской стороны, на котором располагались высокоуровневые марки одежды, дорогие рестораны. А потом на проспекте запретили парковаться. И что вы думаете, что изменилось? Ничего не изменилось. Все те же самые марки там и остались. Просто люди паркуются где-то подальше и приходят пешком, потому что привыкли туда ходить. В ритейле, сервисных услугах, общественном питании (если мы говорим не про торговый центр), автомобиль – это история вторичная.
Большой проспект П.С. в Санкт-Петербурге
Многие опираются на стереотип, что если у человека есть деньги на покупку машины, значит он богатый. Казалось бы, если смотреть в лоб, то так оно и есть. А если разбираться в деталях, то окажется, что многие люди, у которых есть деньги на покупку машины, экономят на платной парковке. Не большинство, но многие так делают. И соответственно, владельцам бизнеса рассматривать такого человека как своего потребителя тоже не совсем правильно. Дьявол в деталях.
В Новосибирске рядом с улицей Ленина есть метро и есть возможность доехать, припарковаться не на самой улице, а чуть подальше, и пойти погулять пешком. Люди, когда приходят в парк, бросают машину и идут гулять. Здесь то же самое.
Я понимаю, что это сложно. Я осознаю, что нужно внимательно отрабатывать возражения и работать с общественностью. Если сделать хорошую концепцию, её презентовать и показать, что на улице будет классно самому человеку, его детям, родителям, и вообще, реконструкция поменяет облик Новосибирска, то, конечно, все согласятся. Если людям дать хорошую концепцию, они не зададут вопрос «Где я буду парковаться».
На Ленина часть жилых домов окнами выходит на улицу. Правда, в самом начале улицы таких домов нет, но уже во втором квартале они появляются. И местные жители вовсе не счастливы от перспективы, что улица станет пешеходной, потому что, с их точки зрения, это означает постоянные вопли под окнами, пьяные компании, люди, справляющие нужду в их дворах, и так далее.
Да, я понимаю, и это обоснованный риск. Но эта история регулируется той же самой концепцией – введением ограничений. В Москве есть Патриаршие пруды, Патрики – такая вытянутая тусовочная зона. Там располагается огромное количество ресторанов, но каждый ресторан работает до 23.00, потому что на верхних этажах живут люди. Такие правила быстро вырабатывают привычку: я поехал на Патрики, там до 11 погулял, а потом поехал куда-то в другое место.
Патриаршие пруды в Москве. Фото: Tatler Russia
В Петербурге есть улица Рубинштейна – то же самое. Она хоть и не пешеходная, но это тусовочное место всего Петербурга. На ней живут люди, они иногда воюют с барами. И выход находится в регулировании работы баров.
Улица Рубинштейна. Фото: Секрет фирмы
В Петербурге также есть пешеходная часть шестой-седьмой линий Васильевского острова. Там красиво, недалеко набережная. Когда тепло, люди приезжают туда погулять. И в домах на этих линиях тоже живут люди. Вопрос безопасности решается тем, что жители закрывают дворы для того, чтобы внешние люди туда не попали.
В Москве, Петербурге, других городах России не все улицы, которые сейчас пешеходные, всегда были такими. Но была воля власти и поддержка местного бизнеса.