«Защитим город от высоток»: как велась борьба за образ центра Новосибирска

Больше 20 лет в Новосибирске не прекращаются попытки построить высотные здания в самом центре города. Жители и архитекторы стараются этого не допустить, дважды им уже удалось остановить масштабные проекты. Архитектор Татьяна Иваненко в своей колонке для SibNOVO привела три примера, как мог бы преобразиться центр Новосибирска в последние годы, и рассказала, почему высотки в центре — не лучшее решение.
«Защитим город от высоток»: как велась борьба за образ центра Новосибирска
Проект реконструкции гостиницы «Центральная»

Бизнес-центр «Plaza-Новосибирск» 

Идея строительства высотного здания на пересечении улиц Советская и Орджоникидзе возникла ещё в конце 80-х годов ХХ века. В 1987 году архитекторы Владимир Авксентюк, Геннадий Туманик и Николай Казаков создали проект 16-этажного административного здания с подземной парковкой, выставочным залом и рестораном на верхних этажах. Проект не реализовали, но идея осталась, и в апреле 2002 года мэрия Новосибирска и ООО «Сибирьстройинвест» заключили договор на аренду земли для строительства 27-этажного бизнес-центра «Plaza-Новосибирск».

Проект бизнес-центра «Plaza-Новосибирск»

Проект поддержал мэр, а вот у архитекторов одобрения не вызвал. В 2009 году застройщик, который представил на градостроительный совет обновлённую концепцию 113-метрового бизнес-центра, получил отрицательное экспертное заключение. Главный архитектор города Владимир Фефелов назвал высоту здания сомнительной — она бы резко контрастировала с окружающей застройкой.

Снижение высотности поддержал и Александр Кошелев, глава областного управления по охране объектов культурного наследия. Планам застройщика не суждено было сбыться, и в феврале 2011 года договор с мэрией был расторгнут. В итоге за 9 лет застройщик смог сделать два эскизных проекта, вынести многочисленные сети и выкопать котлован. В 2012 году мэрия с привлечением средств компании S7 разбила сквер на изъятом земельном участке.

Международный общественно-деловой центр («Сибирская роза»)

В апреле 2006 года строительно-промышленная ассоциация «МОССИБ» представила план строительства международного общественно-делового центра площадью 200 тысячи квадратных метров на площадке за Оперным театром. Несмотря на то, что проект поддержал мэр Городецкий и Градостроительный совет Новосибирска дал ему высокую оценку, он вызвал шквал критики. Помимо горожан своё возмущение выразило архитектурное сообщество. Его мнение разошлось с мнением «градостроительной элиты города».


Проект «Сибирской розы»

В январе 2007 года архитекторы опубликовали открытое письмо, чтобы «защитить город от непродуманных решений, которые могут изуродовать центр Новосибирска». Под ним поставили подписи более сорока человек. Письмо архитекторов, негативная оценка проекта Росохранкультуры по СФО и несколько газетных статей стали причиной для прокурорской проверки.

В феврале 2007 года прокуратура объявила мэру Владимиру Городецкому предостережение в связи с планами строительства бизнес-центра за Оперным театром, а в декабре 2012 года мэрия отменила постановление о согласовании земельного участка для строительства делового центра.

Новый глава региона Василий Юрченко высказал мнение, что территория за Оперным театром должна быть благоустроенной, удобной, комфортной для горожан. В октябре 2014 года активисты собрали 6 900 подписей за создание сквера за театром оперы и балета и вручили их главе города. Идею организации сквера мэр Анатолий Локоть горячо поддержал. Сквер «Трамвай №13» благоустроили в 2020 году.

Реконструкция гостиницы «Центральная» 


План реконструкции гостиницы «Центральная»

В 2006 году гостиницу «Центральная» приобрели владельцы торговой сети «Мария-Ра» с условием, что в 2013 году её снесут и на её месте возникнет новое современное здание. В 2012 году концепт-проект нового строительства обсудили на заседаниях архитектурно-градостроительного совета. После некоторых изменений эта часть архитектурного сообщества его одобрила. Важно отметить, что застройщик получал обременение от города — обязан был построить под площадью Ленина многоэтажную парковку.

Однако затем проект столкнулся с отрицательной оценкой Владимира Пискуса, нового председателя правления Новосибирского Союза архитекторов. Камнем преткновения стала высота здания — 84 метра. Владельцы были вынуждены отменить строительство уже после того, как получили все необходимые согласования.


Новый проект реконструкции гостиницы

В 2019 году застройщик представил новую концепцию реконструкции гостиницы. На этот раз проект предполагал надстройку шестиэтажного здания гостиницы и строительство 16-ти этажного корпуса апартаментов, примыкающего к Первомайскому скверу. Но, по словам мэра Анатолия Локтя, проект не устроил «архитектурные службы» города. Решений о строительстве так и не приняли.

Что объединяет эти неудавшиеся попытки строительства?

Во-первых, речь идёт об участках, расположенных в ядре центра. По всем канонам градостроительной науки объекты в таких местах должны выполнять уникальные, общественно-значимые функции. Но вместо них проекты предлагают ограничиться «суповым набором» — офис, подземный паркинг, апартаменты, жильё.

Во-вторых, застройщики планируют возводить здания максимально большой этажности, которые контрастируют с исторической застройкой центральной части Новосибирска. Конечно, в этом месте можно сослаться на рентабельность, но кейсы отеля «Мариотт» и ЖК «Милк Хаус» недвусмысленно показывают, что она достижима и при среднеэтажной застройке.

В-третьих, проекты поддерживал мэр Городецкий вкупе с депутатами городского совета. Локоть ведёт себя более осторожно, сначала всех выслушивает , а потом решает

В-четвертых, проекты получают одобрение кооптированных властью архитекторов. Как бы их не называли — «градостроительной элитой» или «архитектурными службами города» — их поведение в течение последних двадцати лет в целом не меняется: проекты, получающие поддержку власти, одобряются членами всевозможных президиумов и градостроительных советов.

В-пятых, останавливают проекты правоохранительные органы, которые реагируют на негативные оценки жителей, экспертов, архитектурного сообщества, которые не имеют отношения к административной системе. В одних случаях высказывается Союз архитекторов, в других — группы архитекторов, самоорганизующиеся «под задачу».

И наконец, общественность, спасающая центр от высотной застройки, успокаивается только когда на стройплощадке разбивают сквер — потому что в будущем возобновить строительство на месте зелёной зоны будет затруднительно. 

Характерно, что все участники баталии, объясняя свою мотивацию, оправдываются желанием развития города. О развитии говорит застройщик, который хочет выжать из участка максимальную выгоду. Про развитие твердит чиновник, поддерживающий застройщика, ибо чиновнику в зачёт идут пресловутые квадратные метры, и чем больше их выдаст застройщик, тем выше будут показатели, которые отправит «наверх» чиновник.

Про развитие говорят члены различных советов — им ещё строить в этом городе, а правильные отношения практикующего архитектора с архитектурной номенклатурой — «смазка» для продвижения будущих проектов. О развитии пекутся общественники, которые идеальным решением для застройки центральной части мегаполиса считают сквер.

Безусловно, создание скверов и парков — это нынче новая религия. Но всегда ли сквер — хорошее решение, когда речь идёт о развитии мегаполиса? Может, развитие для Новосибирска — это не бесконечные квадратные метры жилья, а конгресс-холл, современный выставочный центр, центр современного искусства, музей художника Николая Грицюка и так далее? Возможно ли появление в городе подобных объектов, когда одна сторона ищет лёгких путей и только и думает, что о выгоде, а вторая никому не доверяет?