Об базара к сталинскому саду
Место, которое сейчас занимает сквер, до революции 1917 года использовалось для торговли и называлось Базарной площадью. Никакого свободного пространства там, где сейчас находится площадь Ленина, кстати, тогда не существовало — вся эта территория была занятая постройками, последние из которых были снесены уже в конце 20-го века (там появился со временем так называемый Болгарский дом).
План Ново-Николаевска в 1915 году
Базарная площадь в 20-х годах
С укреплением советской власти базары потеряли былую актуальность (по крайней мере, так думали строители коммунизма), зато на повестку дня вышла организация быта советского человека. И в 1929 году городскими властями было принято решение разбить на этом месте парк. Проект будущей зелёной зоны разработал архитектор Владимир Тейтель (в 1932-1935 году был главным архитектором города).
Первоначальный проект не предполагал нынешних тенистых аллей — пространство парка было расчерчено линейками дорожек и рядами кустарника. Это было пусть и зелёное, но открытое пространство, где отдыхающий пролетариат и советские служащие могли видеть друг друга издалека.
Парк в 1936 году
Уже тогда, кстати, в парке появилось первое заведение общепита — оно располагалось ближе к нынешнему перекрёстку Советской и Максима Горького. Проект павильона, где находилось небольшое кафе, также разработал Тейтель. Чуть дальше, напротив нынешней Консерватории, стояла летняя сцена с лавочками для зрителей.
Композицию завершал построенный в 1935 году каскадный фонтан с гранитными вазами, цветниками и прочими украшениями, к которым новосибирцы давно привыкли, но для своего времени это было новаторское сооружение, пытавшееся сочетать уходящий конструктивизм и новую советскую монументальность. При реализации проекта возникли многочисленные проблемы (от технических, до социальных — в первую же ночь из фонтана украли часть медных деталей). Проблемы фонтана едва не стоили его создателю жизни — в 1935 году Тейтеля арестовали по подозрению в хозяйственных преступлениях. Обвинения потом правда, сняли, но уже через три года посадили снова по подозрению в шпионаже.
В конце тридцатых годов самой заметной зоной парка, впрочем, был не фонтан, а огромная конусообразная клумба (расположена она была на том же месте, где нынешняя — уже плоская) с портретом Сталина со стороны Красного проспекта и слоганом «Кадры решают всё» — с другой.
Сквер в конце 30-х годов
Прокат, мороженое и кафе на углу
В начале 50-х годов появился проект реконструкции центра Новосибирска, предусматривавший в частности строительство вдоль Красного проспекта новых зданий (в том числе и на месте нынешнего Краеведческого музея). Если бы проекту удалось осуществиться, Первомайский сквер стал эдакой внутриквартальной зелёной зоной с монументами, но, похоже, без фонтанов. Сооружение проекта Тейгеля тоже пришлось бы снести.
Проект начала 50-х годов
Проект этот, слава богу, не был реализован, и послевоенный период в сквер провёл без принципиальных изменений. Разве что деревья, которые здесь всё же высадили, подросли и концу 80-х были даже выше и пышнее нынешних.
Первомайский сквер в начале 50-х годов
В 60-х – 70-х годах прошлого века в парке уже не было никаких стационарных сооружений. Вся немногочисленная торговля велась из киосков и павильончиков. Один из них, например, ещё в 70-х примыкал к стене здания Краеведческого музея. В парке можно было купить мороженое, пирожки, взять на прокат детский велосипед. На этом объекты торгово-сервисной инфраструктуры и ограничивались.
Фото начала 60-х годов
Вид на Красный проспект в начале 60-х годов
От «Городского» кафе к разгулу общепита и обратно
Общественное питание вернулось в Первомайский сквер в 80-х, когда на углу Красного проспекта и Горького появился небольшой павильон с летней верандой. Новосибирцы помнят его под названием кафе «Городское». В 90-х это было пусть и не элитное, но вполне респектабельное место, где кутили и отмечали праздники люди с деньгам. Именно с него, точнее с появившегося на его месте нового павильона, началось завоевание Первомайского сквера общепитом.
Фото начала 90-х — угол Красного и Горького
В первые два десятилетия капитализма процесс выделения земельных участков под новые объекты в Новосибирске (да и в России в целом) проходил нередко по схеме «договариваешься, строишь, а оформить всё можно потом». Отчасти это объяснялось тем, что желающих что-то построить за свои деньги до какого-то момента было не так много (равно как самих новых проектов), так что общественность больше занимала борьба за существующие активы, а не за нарушения природоохранного законодательства.
Один из павильонов в начале 2010-х годов
Всего в Первомайском сквере появилось пять павильонов разного размера — от совсем небольшого кафе на углу, примыкающему к гостинице «Центральная», до двухэтажного здания с летней верандой во всю крышу, где до недавнего времени работали рестораны Park Café и «Перчини». Появились они в зелёной зоне (где строительство не предусмотрено в принципе) примерно по одной и той же схеме. Застройщик, имевший нужные контакты в городской администрации, получал разрешение на возведение временного объекта. После чего эти разрешения просто продлялись (или объект и вовсе продолжал работать без них).
В принципе, городские власти, бизнес и общественность могли бы прийти к какому-то законному компромиссному решению, легализовав имеющиеся постройки (или хотя бы их часть) и дав возможность спокойно работать открытым там заведениям. Но поскольку все и так, вроде, не сталкивались с проблемами, всё так и оставалось в подвешенном состоянии.
Наводить порядок в сквере начали только в середине 2010-х. Причём на счёт мотивации городских властей есть разные мнения. Сами чиновники не очень рвались что-то сносить, но вопросы о законности построенных здесь объектов появились сначала у общественников, а затем — у прокуратуры. Первым в 2018 году под бульдозер попал самый маленький павильон с мантами и шашлыками, работавший со стороны гостиницы «Центральная». Павильон был частью ресторана «Дружба» в гостинице «Центральная», но поскольку сам ресторан тогда давно уже перестал функционировать (помещение сдавалось в аренду), то и защищать маленький бизнес было некому.
Вторым сломали двухэтажный павильон с условным названием «Аквариум» (так называлось заведение, которое здесь работало какое-то время). Хозяева строения пытались бороться за него, но их административных и финансовых возможностей оказалось недостаточно.
Последний акт борьбы с постройками в Первомайском разворачивается сейчас. Строители уже ведут демонтаж павильона, последним обитателем которого была закусочная Carl`s Jr, и здания кафе Sabai. Судьба самой большой постройки (той, где работало Park Café) пока неясна. Вице-мэр Анна Терешкова заявила изданию «Новосибирские новости», что сейчас городские власти пытаются каким-то образом договориться о передаче этого здания муниципалитету с тем, чтобы открыть там детский центр. Как это можно сделать, не устранив базового нарушения (строительства в зелёной зоне), пока непонятно, но чиновники наверняка найдут выход из положения.
В том, что в парках работают кафе, нет ничего предосудительного. Они есть в парижском Тюильри, и в нью-йоркском Централ парке, и в петербургском Летнем саду. Не говоря уже про московский парк Горького, где самых разных заведений буквально десятки (правда и сам парк немаленький). Это совершенно нормально, что люди, которые пришли отдохнуть в парк, хотят там что-то съесть (а возможно, даже выпить). Просто всё нужно делать по-человечески с самого начала. Тогда, глядишь, и сносить ничего бы не пришлось.
Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм