Конфликт жителей и мэрии в сквере «Водник»

Мэрия планирует благоустроить сквер «Водник» в Тихом центре Новосибирска, но перед этим необходимо убрать аварийные деревья на территории – их дендрологи насчитали 18 штук. Активные жители Тихого центра выступили против сноса деревьев в этом месте, вместе с депутатом горсовета они организовали осмотр деревьев, на который пригласили представителей «Горзеленхоза» (они отвечают за содержание сквера). Встреча прошла 15 мая в 11 утра и была крайне конфликтной, диалог с горожанами выстроить не получилось. 
Конфликт жителей и мэрии в сквере «Водник»

Исследователь городских конфликтов Юрий Лобанов разобрался в проблеме. Дальше его комментарий от первого лица. 

Почему жители защищают деревья? 

В нашей базе городских конфликтов Conflictnsk.ru уже более 700 кейсов, и снос деревьев – одна из самых распространённых причин конфликта. Жители нашего города защищают деревья по разным причинам. Кто-то видит в них экологический ресурс, другим не нравится изменение привычного вида из окна, а кто-то просто не хочет никаких изменений на территории, хочет законсервировать её, используя деревья как прикрытие.

Но в целом, горожан можно понять: деревья и зелёные зоны – ценный ресурс в Новосибирске, который сильно сократился с конца 80-х годов в результате точечной застройки центра. 


18 деревьев, которые планируют снести. Фото: SibPublicFaces

Конфликт в сквере «Водник»

Сквер «Водник» – это особое место по нескольким причинам. Во-первых, это Тихий центр, где в наибольшей концентрации живут образованные, активные и укоренённые горожане (жители во втором и третьем поколении). Эти люди считают, что имеют право контролировать изменения на территории, имеют «право на город», как это называет социолог Анри Лефевр. Эти люди считают важным, чтобы изменения были с ними согласованы, чтобы их интересы были учтены, и это желание не угаснет само собой, так что тем, кто хочет менять Тихий центр, придётся с этим считаться. Когда мэрия без согласования с жителями рубит деревья, она не только рубит деревья, но и ставит под сомнение «право на город» этих людей. Как они рассуждают? «Сегодня мы дали вырубить деревья – завтра все увидят, что здесь можно воткнуть ЖК или гостиницу». И эту логику, в целом, можно понять, ведь в нашем городе такое бывает. 

Участники конфликта

Жители Тихого центра чувствуют за собой силу – это городской средний класс, они сравнительно неплохо зарабатывают, поэтому имеют ресурсы и свободное время для участия в конфликтах. Среди них много журналистов, юристов, чиновников, политиков – то есть людей с навыками, полезными для организации городского конфликта. Это делает местных жителей похожими на обитателей Академгородка – и непохожими на новосибирцев, представляющих другие территории города. У «тихоцентровцев» есть достаточно успешный конфликтный опыт – они смогли сорвать застройку Универсама, добились значительного изменения пешеходизации улицы Ленина, смогли предотвратить уничтожение сквера около управления ЗапСибЖД – такой бэкграунд только добавляет этим людям уверенности в себе. Кроме того, Тихий центр – наиболее комфортная для проживания территория в центре Новосибирска, что делает её местом, за которые люди готовы бороться с особой мотивацией.

Ценность сквера 

Во-вторых, сквер за Водником – практически единственная домашняя зелёная зона для огромного микрорайона. Первомайский сквер – общегородская площадка, тусовочная, шумная, что делает её малопригодной для многих активностей. Например, семейных прогулок с детьми или свиданий. Всё это делает сквер «присвоенным пространством», с объектами которого у жителей возникает особая эмоциональная связь. «А вот под этим деревом мой ребёнок впервые встал на на ноги, а тут у нас было первое свидание». В присвоенных пространствах деревья – это далеко не просто деревья, это живые свидетельства личных историй, событий. Эти истории остаются в памяти как бы более живыми, пока те самые деревья на месте.

Обратите внимание: далеко не все деревья одинаково значимы. Недавно мэрия спилила авариные тополя на Фрунзе между Советской и Красным проспектом – никто даже гневный пост на три лайка не написал. А вот замена деревьев на Урицкого в том же Тихом центре вызвала бурю негодования, и выводы о том, как работать с этой территорией, можно было сделать ещё год назад.

Позиция мэрии

Итак, мы понимаем жителей, но можно понять и мэрию. Они обязаны сносить аварийные деревья, никто из них не хочет сесть в тюрьму из-за упавшей на ребёнка ветки. Проблема в том, что мэрия Новосибирска, вероятно, сейчас не имеет достаточного бюджета, чтобы аккуратно коронировать старые деревья или менять аварийные деревья на крупномеры – и тем самым сохранять рекреационную функцию зелёных зон. Молодые саженцы не дают тени и сильно меняют облик места, что дополнительно триггерит жителей.

Что делать?

Думаю, если жители Тихого Центра хотят замены старых деревьев на крупномеры, они должны добиваться от мэрии увеличения финансирования озеленения города. Их энергии и компетентностей вполне хватит, чтобы «отобрать» эти деньги из каких-то других, менее чувствительных статей бюджета города. В ход могли бы пойти и аргументы о туристической и инвестиционной привлекательности города.

Отдельная проблема – в непрозрачности процедуры отнесения того или иного дерева к аварийному. Сейчас жители должны верить на слово специалистам, но если специалисты не хотят публичных конфликтов, им придётся провести просветительскую работу, чтобы объяснить жителям, чем аварийное дерево на самом деле отличается от здорового. Может быть, стоит раз и навсегда создать какую-то внятную инструкцию, которая поможет каждому жителю самому проверить состояния того или иного дерева? Ведь ситуация недоверия к решениям специалистов уже много лет повторяется от конфликта к конфликту в разных местах. А ещё неплохо было бы на примерах других территорий показать жителям, как аварийные деревья могут убивать людей.

«С Тихим центром надо разговаривать» 

Другой тезис – с Тихим центром надо разговаривать. Да, специалисты-озеленители этого делать не любят, не умеют, да и не должны, поэтому, скорее всего, и избегают этих разговоров. Их компетенция – растения, а не люди. Но давайте признаем наконец, что изменения на этой территории – это серьёзный вопрос, которым должны заниматься в том числе специалисты-конфликтологи и медиаторы, которые помогут сторонам попытаться прийти к компромиссу. Кстати, в Тихом центре есть общественное объединение «Тихий Центр», которое, скорее всего, представляет собой голос значительной части активных жителей, и это объединение могло бы быть подходящим субъектом для организации переговоров. По моим наблюдениям, члены этого объединения – люди с довольно взвешенной позицией, они – не экологические радикалы, которые будут сражаться за каждую травинку ради абстрактной идеи.

Попытки местных депутатов согласовать с жителями замену деревьев в сквере за Водником уже есть, и это хорошо, но приглашение на осмотр деревьев вместе со специалистами в 11 часов утра в будний день может выглядеть как попытка придать формальную легитимность заведомо известному решению, что дополнительно обостряет у жителей чувство ущемлённого «права на город».

Подписывайтесь на SibNOVO в телеграм
Вырубка деревьев Аварийные Железнодорожный район Новосибирск конфликтная ситуация